Ходовой макет танка «Объект 288». | Т-64 — характерный образец революционного пути развития в бронетанковой технике. |
С использованием этих двигателей спроектировали и изготовили танковые ГТСУ в однодвигательном и двухдвигательном исполнении. В 1963-1965 гг. на ЛКЗ на базе танка «Объект 287» изготовили ходовой макет танка с ГТСУ на основе спаренной силовой установки с продольно-параллельным расположением двигателей ГТД-350Т, получивший наименование «Объект 288».
Забегая вперед, можно отметить, что в 1966—1967 гг. ходовой макет танка «Объект 288» прошел заводские полигонные испытания, которые позволили определить основные характеристики машины в части динамики, топливной экономики, условий эксплуатации и подтвердить параметры, заложенные в конструкции и расчетах.
В период с января по октябрь 1968 г. состоялись сравнительные испытания ходового макета «Объект 288» с серийным Т-64 и опытными танками «Объект 287» с двигателем 5ТДФ и «Объект 003» с ГТД-ЗТЛ. Испытания проводились с целью определения динамических и топливно-экономических показателей этих машин и охватывали все климатические периоды с перепадом температуры окружающего воздуха в пределах ±30°С.
Однако серьезного преимущества спаренной силовой установки с продольно-параллельным расположением двигателей ГТД-350Т по сравнению с одиночным двигателем ГТД-ЗТЛ равной мощности достигнуть не удалось. В связи с этим обстоятельством и отказом завода им. В.Я. Климова перейти на соосную установку двигателей ГТД-350Т дальнейшие работы как по двигателю, так и по опытному танку «Объект 288» в 1968 г. прекратили.
Одновременно в КБ ЛКЗ совместно с КБ завода им В. Я. Климова выполнили два эскизных проекта новой газотурбинной силовой установки на базе ГТД-350Т для опытного танка «Объект 432», которому присвоили заводское обозначение «Объект 289». В первом проекте предусматривалось использование двух вариантов компоновки ГТСУ - с соосно-спаренными двигателями ГТД-Т11 и с поперечно-соосным расположением спаренных двигателей. Во втором проекте была предложена спаренная установка газотурбинных двигателей ГТД-450Т мощностью по 331 кВт (450 л.с.)
Дальнейшие работы по этим проектам были прекращены из-за невозможности размещения силовой установки в существующем объеме МТО опытного танка «Объект 432».
Новые задачи
Активизация работ на новом, более качественном, уровне по созданию ГТСУ была вызвана ситуацией, складывающейся вокруг танка «Объект 432», разработанного в КБ Морозова и принятого на вооружение Советской Армии под обозначением Т-64 в конце 1966 г.
В конструкции этой машины были реализованы принципиально новые технические решения, позволившие при минимальных объемно-массовых показателях обеспечить ей высокую боевую эффективность. Однако серьезные технические проблемы, связанные с отработкой конструкции двухтактного дизельного двигателя 5ТДФ, установленного в Т-64, ставили под угрозу срыва программу снабжения войск танками и обеспечение безопасности государства12.
Сложившееся положение в войсках очень наглядно описывает в своих воспоминаниях полковник в отставке В.А. Сорокин, занимавший в рассматриваемый период должность инженера-испытателя отдела войсковой эксплуатации 22 НИИИ БТ полигона13: «...Росли штабеля из блоков двигателей14 вокруг танковых парков в Киевском и Белорусском военных округах. Капитальный ремонт двигателей в войсках не был, даже мог быть освоен. Единственный танкоремонтный завод (ТРЗ) в Харькове, освоивший капитальный ремонт двигателей 5ТДФ, выполнял, по существу, сборку двигателей из новых узлов и агрегатов, получаемых с моторного завода и используя лишь небольшую часть узлов от разборки списанных двигателей, поступающих из войск.
Двигатель никак не хотел работать надежно даже в пределах своего гарантийного срока в 300 мч и мог неожиданно выйти из строя как на первых 50— 100 часах работы, так и в любое другое время...» К этому моменту большой объем выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ позволил четко определить дальнейшее направление по созданию специальной танковой газотурбинной силовой установки ГТСУ.
11 Не путать с проектом газотурбинного двигателя ЧТЗ.
12 Чтобы не допустить снижения выпуска танков в период устранения выявленных недостатков и учитывая ограниченные возможности по производству двигателей 5ТДФ, в 1966 г. было принято решение форсировать работы, начатые в соответствии с приказом МОП от 14 марта 1965 г. о создании мобилизационного варианта танка «Объект 432» с дизельным двигателем В-45 мощностью 537 кВт (730 л.с).
Вместо 5ТДФ в МТО танка предлагалось установить четырехтактный дизельный двигатель В-45, имевшийся в достаточном количестве в резерве. Разработанному танку был присвоен индекс «Объект 172М», а в 1973 г. он был принят на вооружение под маркой Т-72 и впоследствии получил дополнительное наименование «Урал».
13 С 1972 г. 22 НИИИ БТ полигон был преобразован в 38 Научно-исследовательский испытательный институт бронетанковой техники (НИИИ БТТ).
14 Несколько нарушая хронологию событий, следует отметить, что подобные штабеля уже в конце 1980-х гг. наблюдал один из авторов этой статьи в ГСВГ на ремонтном заводе двигателей в г. Лейпциг. Генерал-майор В.И. Владимиров, начальник БТС ГСВГ (бывший руководитель БТС ЛенВО), которому подчинялся этот завод, в беседе с автором отметил как серьезную проблему низкую надежность двигателя танка Т-64 по сравнению с ГТД танка Т-80, которым были заменены танки первого эшелона. Полковник В.А. Сорокин в это временя уже выполнял обязанности руководителя БТС ЛенВО.