Центральный смотровой прибор водителя (машина №311-25-3).
В конечном итоге, в июне 1940 г. вместо десяти запланированных Т-34 военной приемкой были приняты только четыре не полностью укомплектованные машины, две из которых (без башен и вооружения) 3 июля 1940 г. по распоряжению начальника АБТУ отправили на завод №8 для установки на них 85-мм пушек. Решение о проектировании самоходной 85-мм пушки на шасси Т-34, предназначенной для борьбы с танками противника, было принято 15 июня 1940 г. на совещании у заместителя народного комиссара обороны Г.И. Кулика по вопросу «Новых опытных работ по танковому и противотанковому вооружению». Приведем выписки из протокола этого совещания:
СОВЕЩАНИЕ ПОСТАНОВИЛО: 1. Противотанковое вооружение.
1. На шасси танка Т-34 сконструировать самоходную пушку для борьбы с танками (истребитель танков). Пушка должна обладать следующими основными характеристиками:
а) калибр — 85 мм.
б) начальная скорость - 800 м/с.
в) бронепробиваемость - 80-85 мм броню на дистанции 1000 м под углом 30°.
г) вертикальный обстрел - -5° +45°
д) горизонтальный обстрел - 360°.
е) скорострельность практическая не менее 15 выстр./мин.
ж) бортовая броня должна защищать от поражения крупнокалиберными пулями и иметь толщину не менее 20 мм.
2. АБТУ подать на завод №8 два танка Т-34 и прикомандировать к заводу №8 конструкторов танкистов с завода №183.
3. Две самоходные установки должны быть сданы в месячный срок со дня подачи шасси. Работу считать первоочередной.
4. АУ и НИИ-24 немедленно спроектировать, изготовить и испытать 85-мм бронебойный снаряд.
Народный Комиссар Вооружения СССР ВАННИКОВ
Заместитель Народного Комиссара Обороны Союза ССР Маршал Советского Союза КУЛИК
Начальник АБТУ КА Генерал-лейтенант Танковых войск ФЕДОРЕНКО
Начальник Арт. Управления КА Генерал-майор Артиллерии САВЧЕНКО. [5]
Забегая вперед, скажем, что эти опытные работы не увенчались успехом. Конструкторам завода №8 не удалось установить 85-мм пушку в корпус танка Т-34 без существенных переделок последнего, о чем главный конструктор завода №8 М.Н. Логинов уведомил руководство АБТУ в конце июля 1940 г.
Кроме изготовления установочной серии, в рамках программы по Т-34 на заводе №183 в мае-июне года активно проводились подготовительные работы к серийному выпуску Т-34. Однако, по мнению военпреда Д.М. Козырева, этот процесс шел неудовлетворительно, что ставило под угрозу срыва всю программу 1940 г. По решению дирекции завода, осуществлять июльскую программу (20 танков) планировалось (так же, как и июньскую сборку машин установочной серии) на базе опытного отдела «500», по старой технологии, без использования конвейерной сборки.
Однако такое решение могло затянуть период освоения серийного выпуска танков Т-34. В начале июня Д.М. Козырев выступил с предложением, начиная с июля 1940 г., собирать Т-34 одновременно с БТ-7М на старом конвейере отдела «100», расширив при этом колею конвейера, параллельно вести постройку новой конвейерной ленты для Т-34 и постепенно, по мере готовности, вводить в производство новое оснащение. Но данное предложение не нашло отклика у дирекции завода. Придавая большое значение этому вопросу, Д.М. Козырев в середине июня обратился к руководству АБТУ с письмом следующего содержания:
12.06.1940 №272сс
НАЧАЛЬНИКУ 4 ОТДЕЛА АБТУ КА ВОЕНИНЖЕНЕРУ 1 РАНГА т. АЛЫМОВУ
В июле мес. с. г. сборку 20 машин А-34 завод планирует производить на опытной базе в отделе 500, там где идет сборка первых 10 машин, по старой технологии, мотивируя это тем, что в отделе 100 идет сборка серийной машины А-7, неготовностью оснастки и намечает постройку дополнительной конвейерной ленты в отделе 100 для сборки А-34. Считаю такое решение Директора завода тов. МАКСАРЕВА принципиально неверным и прошу добиться немедленной его отмены.
а) На постройку дополнительной ленты необходимо 2-3 месяца.
б) Для окончания программы по машине А-7М в отделе 100 необходимо собрать с 1/VI-c.г. еще 380 машин, на это как минимум при самых лучших условиях обеспечения завода потребуется 2-2,5 мес. В результате получится большая потеря во времени на освоение в серийном производстве маш. А-34.
Считаю необходимым: сборку машины А-34 начинать с программы Июля мес. производить на старом конвейере отдела 100 без особой реконструкции, только расширив колею конвейера, одновременно со сборкой машины А-7М.
Не ожидая постройки новой ленты вводить в производство по мере готовности новую оснастку.
Для обеспечения выполнения программы по А-34 сократить ориентировочно на 150 машин программу по А-7М. Необходимость в этом следующая:
а) Выпуск А-34 должен быть в Июне 10 шт., Июль 20 шт., Август 30 шт., Сентябрь 80 с нарастанием.
Для этого механические цеха уже должны работать на А-7 и на А-34, осваивая новые детали по новой технологии и к Сентябрю обеспечить уже большую программу, кроме того к Августу закончить выполнение запчастей. В результате получится, что ни А-7, ни А-34, ни запчасти не будут выполнены.
б) Моторов В-2 в связи с выпуском машин с мотором М-17 на ll/VI-c.г. накоплено всего около 40 шт. и нет уверенности, что завод №75 по моторам обеспечит программу маш. А-7 и А-34.
в) Снабжение металлом маш. А-7 находится в плохом состоянии и металл, предназначенный для А-34, может быть использован на А-7.
Ваши решения поданным вопросам прошу срочно сообщить мне.
СТ. ВОЕНПРЕД АБТУ КА ВОЕНИНЖЕНЕР 2 РАНГА КОЗЫРЕВ. [6]
В остальном же проблемы с подготовкой серийного производства Т-34 на заводе №183 остались прежними: недостаточные темпы изготовления инструмента, приспособлений и оснастки, связанные с ненадлежащим снабжением сырьем и материалами предприятий, задействованных в этой программе; низкие темпы строительства новых и реконструкции уже имеющихся производственных площадей завода №183; невыполнение своих обязательств предприятиями-смежниками по поставкам необходимой для производства танка Т-34 продукции. В качестве иллюстрации к сказанному приведем сводку о ходе подготовительных работ к серийному производству по состоянию на 25 июня 1940 г.