В конце июня руководство Мариупольского завода обратилось в 7-ое ГУ НКСП с просьбой поддержать их позицию в спорных вопросах с заводом № 183: 25.06.1940 №3218
НАЧ. 7-го ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НКСП тов. ЕМЕЛЬЯНОВУ
Копия: НАЧ. АБТУ КА ВОЕНИНЖЕНЕРУ 1-го РАНГА тов. КОРОБКОВУ
ПО ВОПРОСУ: договора с заводом № 183.
В процессе заключения договора на поставку деталей машины Т-34 с Харьковским заводом № 183 им. «Коминтерна» возникли разногласия, вследствие чего договор заключен с протоколом разногласий (см. приложение).
1. Мариупольский завод принимает к изготовлению деталь «балку носа» №34-29-906 без сверловки отверстий, исходя из того, что при сборке деталей носа угол оси отверстий в детали 34-29-906 будет меняться, вследствие чего отверстия должны сверлиться на месте сборки корпуса. Это предусмотрено технологией изготовления детали 34-29-906, которая поставляется заводу № 183 в высоко отпущенном состоянии (для возможности проведения сверловки при сборке). Кроме того, ввиду отсутствия на Мариупольском заводе им. Ильича литейной базы, деталь 34-29-906 будет передана путем кооперации на другие заводы. Естественно, что при этом положении сборка деталей носа должна производиться на заводе № 183. Завод № 183 вместо реального разрешения вопроса в протоколе разногласий требует изготовлять эту деталь цельноштампованной, чем ставит Мариупольский завод в такое положение, при котором не будет выполнено правительственное задание. Ссылка на то, что Главный инженер завода тов. Ниценко дал согласие изготовлять деталь 34-29-906 со сверловкой, не соответствует действительности, т.к. в момент рассмотрения чертежей Мариупольский завод совершенно не знал количества необходимых деталей. Мариупольский завод сможет изготовить «балку носа» со сверловкой отверстий, но это количество определяется единицами, а не сотнями, ссылка же завода № 183 на отсутствие у него сверлильных станков, является абсолютно неосновательной.
2. Мариупольский завод отказался также принять к изготовлению две литых детали №№34-29-019 и 34-16-003 исключительно ввиду отсутствия литейной базы. Имеющийся сталелитейный цех Мариупольским заводом загружается отливкой башен, т.к. при производстве катанных штампованных башен программа будет сорвана ввиду отсутствия необходимых прессов. Имеющиеся пресса обеспечивают программу только на 25-30%. Для выполнения Правительственного задания Мариупольский завод вынужден просить 7-е Главное Управление НКСП обратиться с ходатайством перед Правительством о размещении части башен на другие машиностроительные заводы (Ново-Краматорский, Сталинградский и др.). Только при положительном решении этого вопроса программа будет выполнена.
Детали 34-29-019 и 34-16-003 могут быть выполнены самим заводом №183, располагающим более мощной базой чем Мариупольский завод. Завод №183 провел соответствующие опыты по отливке этих деталей и получил неплохие результаты при снарядных испытаниях на полигоне Мариупольского завода. Просим 7-е Гл. Управление, через Наркомат обязать завод № 183 изготовлять детали №34-29-019 и 34-16-003 у себя.
3. Завод №183 требует, чтобы Мариупольский завод заключил на 150 тонн деталей россыпи, не указывая какие же ему требуются детали. Естественно, что мы не можем заключить договор на неизвестные детали. В договоре мы указали, что Мариупольский завод обязуется изготовить детали россыпи после представления спецификации с оформлением соответствующего дополнительного соглашения.
4. Завод №183 в протоколе разногласий требует «цену за 1 комплект установить в сумме 60000 руб.». Нам совершенно не понятно, из каких расчете заказчиком определена эта стоимость? Сметная стоимость 1-го комплекта деталей брони определилась в 168000 руб. Просим поставить вопрос перед Экономсоветом о скорейшем утверждении отпускной цены на комплект деталей машины А-34, чтобы урегулировать расчеты с заводом №183.
ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР (Ниценко). [4]
В результате дальнейших переговоров стороны пришли к компромиссу: изготовление литых деталей 34.29.019 и 34.16.003 брал на себя завод №183, а Мариупольский завод, в свою очередь, обязался поставлять носовую балку с готовыми отверстиями с нарезанной резьбой под гужоны. Таким образом, вопрос с поставкой бронедеталей на завод № 183 формально был решен. Согласно заключенному договору, Мариупольский завод обязывался поставить в 1940 г. всего 775 комплектов бронедеталей корпусов и башен Т-34 по прилагаемой описи (см. табл. №9) комплектно, со следующей разбивкой по месяцам: июнь — 20, июль — 40, август — 75, сентябрь — 120, октябрь — 140, ноябрь — 170, декабрь — 200. Необходимо отметить, что в 775 комплектов входили 10 комплектов, поставленных Мариупольским заводом в апреле для машин установочной серии.
Таблица №9 (Данные из «Описи деталей машины Т-34 и условий приемки». РГВА 31811-2-1010, лл. 248-250) |
|||||
№№ п/п |
№№ деталей |
Наименование |
Кол-во |
Толщина детали в мм |
Вес 1 детали в кг |
КОРПУС |
|||||
1 |
34.29.005 |
Бортовой лист правый |
1 |
45 |
1169 |
2 |
34.29.006 |
Бортовой лист левый |
1 |
45 |
1169 |
3 |
34.29.007 |
Нижний лист кормы |
1 |
40 |
457 |
4 |
34.29.008 |
Задний лист верхний |
1 |
40 |
451 |
5 |
34.29.009-1 |
Передний лист днища |
1 |
16 |
450 |
6 |
34.29.010-1 |
Задний лист днища |
1 |
13 |
333 |
7 |
34.29.011-1 |
Передний лист крыши |
1 |
20 |
155,5 |
8 |
34.29.012 |
Лист подкрылка правый |
1 |
40 |
722 |
9 |
34.29.013 |
Лист подкрылка левый |
1 |
40 |
722 |
10 |
34.29.014 |
Лист крыши правый |
1 |
16 |
14,5 |
11 |
34.29.015 |
Лист крыши левый |
1 |
16 |
14,5 |
12 |
34.29.017 |
Крышка люка кормы |
1 |
40 |
68,5 |
13 |
34.29.021 |
Защита картера правая |
1 |
25 |
40 |
14 |
34.29.022 |
Защита картера левая |
1 |
25 |
40 |
15 |
34.29.023 |
Колпак выхлопной трубы |
2 |
20 |
24,7 |
16 |
34.29.024-1 |
Крышка передней правой шахты |
1 |
20 |
8 |
17 |
34.29.025-1 |
Крышка передней левой шахты |
1 |
20 |
8 |
18 |
34.29.026 |
Крышка люка в днище |
1 |
16 |
17,9 |
19 |
34.29.027 |
Крышка среднего люка |
1 |
13 |
12,57 |
20 |
34.29.028 |
Крышка заднего люка |
1 |
13 |
3,66 |
21 |
34.29.029 |
Крышка наливного люка |
4 |
10 |
0,53 |
22 |
34.29.035 |
Задний лист крыши |
1 |
16 |
20,3 |
23 |
34.29.037 |
Створка жалюзи |
2 |
16 |
34 |
24 |
34.29.044 |
Крышка наливного люка |
2 |
16 |
3,45 |
25 |
34.29.050 |
Крышка люка мотора |
1 |
16 |
50 |
26 |
34.29.038 |
Накладка днища |
1 |
13 |
18,1 |
27 |
34.29.052 |
Правый колпак |
1 |
16 |
106 |
28 |
34.29.053 |
Левый колпак |
1 |
16 |
106 |
29 |
34.29.054 |
Экран крыши правый |
1 |
16 |
19 |
30 |
34.29.055 |
Экран крыши левый |
1 |
16 |
19 |
31 |
34.29.058 |
Основание шахты правое |
3 |
10 |
12,3 |
32 |
34.29.059 |
Основание шахты левое |
3 |
10 |
12,3 |
33 |
34.29.060 |
Основание средней шахты левое |
1 |
10 |
12,1 |
34 |
34.29.061 |
Основание средней шахты правое |
1 |
10 |
12,1 |
35 |
34.29.062 |
Крыша средней шахты правая |
1 |
20 |
10,6 |
36 |
34.29.063 |
Фланец |
8 |
10 |
1,1 |
37 |
34.29.064 |
Крыша средней шахты левая |
1 |
20 |
10,6 |
38 |
34.29.065 |
Днище подкрылка правое первое |
1 |
13 |
68 |
39 |
34.29.066 |
Днище подкрылка правое второе |
1 |
13 |
67 |
40 |
34.29.067-1 |
Днище подкрылка левое третье |
1 |
13 |
67,2 |
41 |
34.29.069 |
Днище подкрылка левое первое |
1 |
13 |
68 |
42 |
34.29.070 |
Днище подкрылка левое второе |
1 |
13 |
67 |
43 |
34.29.071 |
Днище подкрылка правое третье |
1 |
13 |
68 |
44 |
34.29.375 |
Кольцо |
1 |
13 |
2,7 |
45 |
34.29.655 |
Крышка продольных жалюзи |
2 |
10 |
17,65 |
46 |
34.29.759 |
Крышка люка водителя |
1 |
45 |
78 |
47 |
34.29.849 |
Лист крыши над мотором |
1 |
16 |
145,2 |
48 |
34.29.850 |
Лист крыши над мотором правый |
1 |
16 |
55,2 |
49 |
34.29.851 |
Лист крыши над мотором левый |
1 |
16 |
55 |
50 |
34.29.852 |
Стыковая планка |
2 |
10 |
5,84 |
51 |
34.29.877-1 |
Верхняя часть носа |
1 |
45 |
110 |
52 |
34.29.878 |
Планка стыковая правая |
1 |
16 |
6,97 |
53 |
34.29.879 |
Планка стыковая левая |
1 |
16 |
4,35 |
54 |
34.29.904 |
Лист носа верхний |
1 |
45 |
|
55 |
34.29.905 |
Лист носа нижний |
1 |
45 |
|
56 |
34.29.906 |
Литая балка носа |
1 |
||
БАШНЯ |
|||||
1 |
34.30.001 |
Лобовой лист башни |
1 |
45 |
250 |
2 |
34.30.006-1 |
Передняя обечайка башни |
1 |
45 |
101 |
3 |
34.30.007-2 |
Задняя обечайка башни |
1 |
45 |
197 |
4 |
34.30.008-1 |
Передний лист крыши башни |
1 |
15 |
46 |
5 |
34.30.009-2 |
Днище ниши |
1 |
20 |
75 |
6 |
34.30.010-1 |
Крышка люка |
1 |
15 |
68 |
7 |
34.30.011-2 |
Дверца ниши |
1 |
45 |
78 |
8 |
34.30.014 |
Заглушка |
1 |
15 |
1,83 |
9 |
34.30.015 |
Воротник люка вентиляции |
1 |
13 |
2,4 |
10 |
3430.017-1 |
Задний лист крыши башни |
1 |
15 |
23 |
11 |
34.30.018-2 |
Правый лист башни |
1 |
45 |
460 |
12 |
34.30.019-2 |
Левый лист башни |
1 |
45 |
460 |
13 |
34.30.117 |
Колпак люка вентиляции |
1 |
10 |
4,75 |
14 |
34.30.192 |
Накладка |
2 |
25 |
7,75 |
15 |
34.30.1903-1 |
Щиток |
1 |
10 |
4,44 |
ЗАЩИТА ВООРУЖЕНИЯ |
|||||
1 |
34.31.001 |
Корпус защиты Л-11 |
1 |
25 |
58 |
2 |
34.31.002 |
Лобовая крышка |
1 |
25 |
44 |
3 |
34.31.003 |
Привинтной щит |
1 |
15 |
30 |
4 |
34.31.008 |
Заслонка |
2 |
15 |
0,28 |
5 |
34.31.043 |
Щит маски Л-11 |
1 |
30 |
44 |
ПРОЧЕЕ |
|||||
1 |
34.11.002 |
Крышка ведущего колеса |
2 |
20 |
3,3 |
2 |
34.12.003 |
Диск поддерживающего колеса |
20 |
8 |
29,2 |
3 |
34.12.013 |
Крышка поддерживающего колеса |
10 |
20 |
5,5 |
4 |
34.15.006 |
Крышка ленивца |
2 |
20 |
5,06 |