Танк №1 преодолевает на 1-й передаче занесенный снегом овраг с незамерзшим ручьем.
Танк №1 преодолевает снежный занос глубиной 1,5 м.
Бортовые фрикционы, тормоза и бортовая передача также функционировали надежно и обеспечивали нормальное управление и торможение танка.
Работа подвески в общем была признана удовлетворительной; ее конструкция и характеристики пружин обеспечивали более мягкий ход и более быстрое затухание колебаний по сравнению с танком БТ.
Электрооборудование за время испытаний в основном работало надежно, за исключением поломок электростартера и частого перегорания лампочек прожектора и фар.
Преодоление естественных препятствий
Для определения возможностей Т-34 по преодолению естественных препятствий, а также выяснения проходимости танка по бездорожью, состоялись следующие испытания:
- определение проходимости танка по пересеченной местности и снежной целине (в зимних условиях), дата проведения - 3 марта 1940 г., место проведения — овраг у деревни Павленки (Харьковская обл.);
- определение проходимости танка по пересеченной местности и заболоченным участкам (в весенних условиях), дата проведения -16 апреля 1940 г., место проведения - там же.
- определение проходимости танка по лесу, дата проведения - 18 апреля 1940 г., место проведения - лес в окрестностях села Андреевка (Харьковская обл.).
Приведем результаты этих испытаний.
Естественные препятствия.
1. Предельные подъемы и косогоры, преодолеваемые танком на низких передачах в зимних и весенних условиях:
Короткие (2-3 метра) местные подъемы крутизной до 20° в весенних условиях преодолеваются танком Т-34 на 2-й передаче. Преодоление подъемов и косогоров в зимних и весенних условиях лимитируется для танка Т-34 сцепными качествами гусеницы с грунтом и в зимне-весенних условиях являются недостаточными. Необходимо срочно разработать приспособление, повышающее сцепление гусениц с грунтом - шпоры или зимние траки. Случаев сваливания или заклинивания гусениц за все время испытаний не отмечено. Фиксацию гусеницы следует считать надежной.
2. Преодоление труднопроходимых участков:
Виды участков |
Глубина покрова |
Глубина погружения танка |
Примечание |
Снежная целина |
до 1800 мм |
420 мм |
На 1-й передаче |
Заболоченная после таянья снега лощина |
до 430 мм |
360 мм |
На 1-й и 2-й передачах |
Вид препятствия |
Грунт и покров |
Крутизна |
Чем лимитируется преодоление |
Подъем |
Снежный покров глубиной до 1,5 м. Глубина погружения танка 400 мм |
15-16° |
При увеличении крутизны танк вывешивается на днище и буксует |
Подъем |
Суглинок с дерновым покровом, влажный. Глубина погружения танка 220 мм |
15-16° |
Сцеплением гусениц с грунтом |
Косогор |
Снежный покров глубиной до 1,6 м |
15° |
Сползанием в сторону крена |
Косогор |
Суглинок с дерновым покровом, влажный, после таянья снега |
15° |
Сползанием в сторону крена |
Проходимость танка Т-34 по снежной целине значительно выше проходимости танка БТ-7М и может быть признана хорошей. Проходимость танка Т-34 на заболоченных после таяния снега участках - удовлетворительная.