Компрессор, являющийся источником сжатого воздуха системы, выполнен двухцилиндровым, одноступенчатого сжатия, воздушного охлаждения, с производительностью в 200 литров воздуха в минуту. Коленчатый вал компрессора получает вращение через шестеренчатый привод от передаточного вала коробки передач и смонтирован в алюминиевом картере на 2-х подшипниках... Поршни компрессора чугунные и снабжены 3-мя поршневыми кольцами каждый. Цилиндры компрессора также чугунные и имеют охлаждающие ребра... Смазка компрессора производится разбрызгиванием черпачками крышек шатунов, причем в картере автоматически поддерживается постоянный минимальный уровень смазки. Основной же запас смазки находится в герметически закрытом масляном баке, установленном на картере компрессора.
В воздушном цилиндре помещен поршень с кожаной манжетой, снабженный штоком, в котором смонтирована отводящая пружина. Подача воздуха в цилиндр производится через клапанный механизм, управляемый «следящим» рычажком, установленным на уравнительном валике. «Следящий» рычажок приводится в движение рукой водителя через рычаг бортового фрикциона, причем, система «следящего» рычажка и клапанный механизм обеспечивают пропорциональность хода штока цилиндра углу поворота бортового рычага.
Вся пневматическая система построена по замкнутому циклу. Компрессор нагнетает воздух в баллон высокого давления, обеспечивающий постоянный резерв сжатого воздуха со средним давлением в 6 атмосфер. При угловых поворотах бортовых рычагов воздух из баллона высокого давления поступает в воздушные цилиндры, откуда он, после окончания рабочего процесса в цилиндрах, направляется в баллон низкого давления. Из баллона низкого давления воздух снова засасывается в компрессор.
Электрооборудование и средства связи танка. Источником питания электросети является генератор ГТ-4563А с реле-регулятором РРТ 4576А, работающий параллельно с четырьмя аккумуляторными батареями 6СТЭ-128. Генератор получает вращение от двигателя и установлен на приливе у нижнего картера двигателя. Аккумуляторы установлены на постелях по обеим сторонам двигателя. Напряжение в сети генератора, стартера и мотора поворотного механизма башни равно 24В, напряжение в сети всех остальных потребителей равно 12В.
Потребителями электроэнергии являются: стартер, мотор поворотного механизма башни, мотор вентилятора, сигнал, прожектор, фары, задний фонарь, плафоны внутреннего освещения, фонари освещения щитков, рация и переговорное устройство. Схема проводки выполнена однопроводной, причем подвод питания ко всем потребителям, установленным в башне, осуществляется через вращающееся электроконтактное устройство, установленное на днище боевого отделения по центру башни. Управление и защита предохранителями всех потребителей, расположенных в корпусе, осуществляется блоком защиты аккумуляторов или распределительным щитком водителя...; через распределительный щиток башни производится управление и защита предохранителями всех потребителей, расположенных в башне, кроме мотора поворотного механизма, который предохранен на блоке аккумуляторов. В танке установлен аварийный щиток с розеткой и плафоном, питающимися непосредственно от аккумуляторов по двухпроводной системе.
Электрический запуск двигателя осуществляется при помощи стартера СТ-700 в 15 л.с, установленного на коробке передач...
Внутренняя телефонная и сигнальная связь между командиром танка и водителем осуществляется при помощи переговорного устройства типа ТПУ-2.
Для внешней радиосвязи в нише башни установлена приемопередаточная радиостанция типа 71-ТК-З.
Принципиальная схема электрооборудования.
1 - аккумуляторные батареи; 2 - генератор; 3 - реле-регулятор; 4 - стартер; 5 - пусковое реле стартера; 6 - мотор-вентилятор; 7 - ВКУ; 8 - мотор поворота башни; 9 - щиток электроприборов башни; 10 -прожектор; 11 - фары; 12 - задний фонарь; 13 - плафон аварийного щитка; 14 - переносная лампа; 15 - фонарь освещения шкалы на погоне башни; 16 - лампа освещения щитка приборов; 17 - сигнал; 18 - выключатель «массы»; 19 - выключатель «стоп»; 20 - вольтметр; 21 - амперметр; 22 - штепсельная розетка; 23 - кнопка сигнала; 24 - кнопка стартера; 25 - переходная коробка; 26 - переходная коробка; 27 - тумблер; 28, 29, 30, 31, 32, 33 - электролампы; 34, 35, 36,37, 38, 39,40 - предохранители.
Наблюдение из танка осуществляется через 6 смотровых приборов, из которых три прибора (один центральный и два боковых) установлены в носовой части для водителя, два прибора - на боковых стенках башни и один прибор кругового обзора - на крышке люка башни. Смотровые приборы представляют собой перископы с двумя плоскими зеркалами, установленными одно под другим под углом 45° к горизонту. Прибор кругового обзора смонтирован в погоне, установленном на шариках. Вращаясь вместе с погоном, прибор обеспечивает горизонтальный обзор в 360°. Для всех приборов предусмотрена возможность быстрой замены пораженных зеркал и защитных стекол.
Укладка боеприпасов танка выполнена в боевом отделении водителя и стрелка. Основной запас снарядов, в количестве 68 штук, уложен под полом боевого отделения, причем, снаряды размещены на резиновых подушках в ящиках-чемоданах по 2 или 3 штуки в каждом. Девять снарядов расположены на стеллажах, укрепленных на стенках боевого отделения.
Пулеметные магазины в количестве 49 штук размещены в 9-ти отдельных рамках - стеллажах, укрепленных в носовой части танка, на правой стенке боевого отделения и под полом боевого отделения.
Укладка возимых инструментов и принадлежностей произведена снаружи и внутри корпуса и состоит из общего, специального и шанцевого инструментов, тяговых и подъемных приспособлений, запасных частей, принадлежностей и материалов.
В общий инструмент входят все нормальные инструменты, как-то гаечные ключи, молотки, отвертки и прочие. К специальному инструменту относятся приспособления и инструмент, необходимые для механизмов и отдельных деталей только данного танка. В шанцевый инструмент входят: топор, лопаты, пила и лом. Тяговые и подъемные приспособления состоят из буксирных тросов, петель и 2-х домкратов грузоподъемностью 5 тонн каждый. Из запасных частей в танке уложены детали, подверженные быстрому износу, причем, замена их может быть произведена командой танка в походных и боевых условиях. В принадлежности входят все необходимые приспособления для заправки танка горючим, смазкой и водой. К материалам, уложенным в танке, относятся: проволока, изоляционная лента, наждачная бумага и прочие материалы, необходимые для производства командой танка мелкого ремонта.
Противопожарное оборудование состоит из двух ручных тетрахлорных огнетушителей. [1]