Опытный танк Т-34 №2 (заводской номер 311-18-3). Вид сзади. |
Опытный танк Т-34 №2 (заводской номер 311-18-3). Вид спереди сверху. |
Конструкция кормовой части корпуса
Наиболее ярко сходство «Танка №1» с А-32 было выражено в конструкции кормовой части машины. Створки поперечных жалюзи над вентилятором были выполнены распашными и располагались ниже уровня крыши моторного и боевого отделений, из-за чего в верхнем кормовом листе выполнили вырез. Нижний кормовой лист представлял собой прямую деталь и сопрягался с верхним кормовым листом и с днищем под углом. Также схожими по конструкции с А-32 были верхний кормовой лист (крепежные болты располагались по всему периметру детали) и бронировки выхлопных патрубков.
На «Танке №2» конструкция кормы была иной: створки жалюзи были выполнены поворотными и подняты до уровня крыши корпуса, что привело к отказу от выемки на верхнем кормовом листе и существенно повысило защищенность. Нижний кормовой лист был несколько длиннее, чем на «Танке №1», и имел загибы в нижней и верхней частях, сопрягаясь с верхним кормовым листом и с днищем в одной плоскости.
Нужно отметить, что хотя в конструкции кормы «Танка №2» использовались броневые листы большей толщины, чем у первой машины (толщина листов верхней и нижней кормовых деталей «Танка №2» составляла 40 мм против 35 мм у «Танка №1»), наличие скругления радиусом 140 мм в верхней части нижнего кормового листа существенно понижало его бронестойкость за счет меньшего угла встречи снаряда с броней в этом районе. Несмотря на этот недостаток, данная конструкция кормы впоследствии была утверждена для серийного производства в 1940 г.
Кроме того, различались и толщины других бронедеталей. В целом, второй Т-34 имел более надежную бронезащиту, чем первый. В таблице №4 приведены толщины и углы наклона основных бронедеталей корпуса двух опытных образцов Т-34.
Таблица №4
Наименование листов |
Толщина листа в мм / Угол наклона к вертикали в градусах |
|
Танк № 1 (заводской № 311-11-3) |
Танк № 2 (заводской № 311-18-3) |
|
Носовой лист |
45 / 60° |
45 / 60° |
Бортовой наклонный лист |
40 / 40° |
40 / 40° |
Бортовой вертикальный лист |
45 / 0° |
45 / 0° |
Верхний лист кормы |
35 / 47° |
40 / 47°32' |
Нижний лист кормы |
35 / 45° |
40 / 45° |
Передний лист днища |
15 / 90° |
16 / 90° |
Задний лист днища |
13 / 90° |
13 / 90° |
Передний лист крыши |
15 / 90° |
20 / 90° |
Крыша над МТО |
10 / 90° |
16 / 90° |
Конструкция трансмиссионного отделения и сетки над ним
На «Танке №1» сетка над трансмиссионным отделением состояла из девяти секций. Крыша трансмиссионного отделения располагалась ниже уровня крыши моторного и боевого отделений. Это было связано с тем, что поперечные жалюзи на этой машине выполнили распашными. На «Танке №2» сетка над трансмиссионным отделением состояла из пяти секций. Крыши боевого, моторного и трансмиссионного отделений лежали в одной плоскости, поперечные жалюзи были поворотными.
Конструкция бронеколпаков и решеток, расположенных над жалюзи воздухопритоков
В бронеколпаках, установленных на «Танке №2», имелись вырезы для доступа к горловинам масляных баков; снаружи эти вырезы закрывались бронекрышками. На «Танке №1» таких вырезов не было, что существенно усложняло обслуживание машины. Так, например, для доливки масла в бак приходилось полностью снимать весь колпак.