Олег Скворцов
Фото из архива автора
Использование Faun ZRS в качестве локомотива.
2 февраля 1941 г. начальник Генерального штаба сухопутных сил Германии Гальдер в своем дневнике записал основные тезисы его доклада Гитлеру об операции «Барбаросса». Десятый пункт начинался словами: «Снабжение: Обширные пространства -отдаленные объекты - никаких железных дорог. Все должно опираться на автомашину».
Однако возможности вермахта по доставке грузов снабжения автотранспортом были небезграничны. В прямом подчинении генерал-квартирмейстера находился большегрузный автотранспортный парк Grosstransportraum общей грузоподъемностью 60000 т, предназначенный для доставки грузов от приграничных баз снабжения до прифронтовых армейских складов. Grosstransportraum включал в себя части резерва ОКХ - как батальоны и колонны службы снабжения, так и автотранспортные полки трехбатальонного состава (Kraftwagen-Transport-Regiment) №602, 605, 616 и 501-й батальон (Kraftwagen-Transport-Abteilung)).
602-й автотранспортный полк (Kw.Tr.Rgt.602) общей грузоподъемностью 4500 т был сформирован из кадровых автотранспортных батальонов и располагал 4,5-тонными грузовиками с 4-тонными прицепами. Kw.Tr.Rgt.605 (грузоподъемность 6000 т) и Kw.Tr.Rgt.616 (9000 т) были вновь сформированы непосредственно перед началом Второй мировой войны за счет мобилизации тяжелых грузовиков (и их водителей) из подразделений германской железной дороги и коммерческих фирм. Они использовали в основном 6- или 10-тонные грузовики с прицепами, формируя автопоезда грузоподъемностью до 20 т. [1]
4,5-тонный Bussing-NAG 500, переоборудованный в автодрезину.
Суммарно все части Grosstransportraum могли обеспечить при шестидневном обороте транспорта ежесуточную доставку минимально необходимых для снабжения германской армии 10 тыс. т грузов в случае нахождения линии фронта на расстоянии не более 500 км от баз снабжения. [2] Дальнейшее наступление было возможно только после перенесения баз снабжения ближе к фронту и передачи задачи их пополнения железнодорожному транспорту. Пропускная способность подходящих к западной границе советских железных дорог составляла 367 пар поездов в сутки (без учета советско-финской границы), что теоретически при полной загрузке и использовании составов грузоподъемностью 450 т позволяло подвозить к фронту ежесуточно 165 тыс. т грузов. Однако на советской территории (за исключением некоторых веток в Литве) находились железные дороги с широкой колеей (1524 мм), и их требовалось перешить на стандартную европейскую колею шириной 1435 мм. Железнодорожные строительные батальоны и роты следовали непосредственно за передовыми частями танковых групп и приступали к работе, не дожидаясь подхода пехоты.
Faun ZRS 5-й роты 3-го железнодорожного инженерного полка (5. Eisenbahn-Pionier-Regiment 3). Рудня, ноябрь 1941 г. На кузове видна надпись: «3-я танковая группа».