Оглавление

Металлическая воздухопитающая труба, предназначавшаяся для обеспечения работы силовой установки под водой, монтировалась на люк механика-водителя и крепилась стальными растяжками. Дополнительная труба, дающая возможность эвакуации экипажа, располагалась на башне. Составная конструкция воздухопитающих труб позволяла преодолевать водные преграды различной глубины. Отработанные выхлопные газы через установленные на выхлопных трубах обратные клапаны выбрасывались в воду.

Для преодоления глубокого брода была предусмотрена возможность передачи по кабелю электрической энергии танку, движущемуся под водой, от танка, находящегося на берегу.

DeShwPz160.jpg

Оборудование для подводного вождения танка.

Общая оценка конструкции танка отечественными специалистами

По мнению отечественных танкостроителей, ряд принципиальных недостатков (основным из них являлась недостаточная огневая мощь при значительных габаритах и массе) не позволял расчитывать на сколько-нибудь эффективное применение танка Тур 205 на поле боя. Тем не менее, эта машина представляла интерес как первый практический опыт создания сверхтяжелого танка с предельно допустимыми уровнями броневой защиты и огневой мощи. В его конструкции немцы применили интересные технические решения, которые даже рекомендовались к использованию в отечественном танкостроении.

Несомненный интерес представляло конструктивное решение соединения броневых деталей большой толщины и габаритов, а также исполнение отдельных агрегатов для обеспечения надежности работы систем и танка в целом, компактности узлов в целях сокращения массы и габаритов.

Отмечалось, что компактность системы охлаждения двигателя и трансмиссии была достигнута путем применения высоконапорных двухступенчатых вентиляторов и жидкостного высокотемпературного охлаждения выхлопных коллекторов, что позволило повысить надежность двигателя.

В системах, обслуживавших двигатель, использовались система качественного регулирования рабочей смеси, учитывавшая барометрическое давление и температурные условия, пароотделитель и воздухоотделитель топливной системы.

В трансмиссии танка заслуживающим внимание признали конструктивное исполнение электромоторов и электрогенераторов. Применение промежуточного редуктора между валом тягового двигателя и бортовой передачей позволило снизить напряженность работы электрических машин, уменьшить их массу и габариты. Особое внимание немецкие конструкторы уделили обеспечению надежности агрегатов трансмиссии при одновременном обеспечении их компактности.

В целом же конструктивная идеология, реализованная в германском сверхтяжелом танке «Мышь», учитывая боевой опыт Великой Отечественной войны, была оценена как неприемлемая и ведущая в тупик.

Боевые действия на завершающем этапе войны характеризовались глубокими рейдами танковых соединений, их форсированными перебросками (до 300 км), вызванными тактической необходимостью, а также ожесточенными уличными боями с массовым применением противотанковых кумулятивных средств ближнего боя (фаустпатронов). В этих условиях советские тяжелые танки, действуя совместно со средними Т-34 (не лимитируя последних по скорости передвижения), выдвигались вперед и успешно решали весь спектр возложенных на них задач при прорыве обороны.

Исходя из этого, в качестве основных направлений дальнейшего развития отечественных тяжелых танков приоритетное значение придавалось усилению броневой защиты (в пределах разумных значений боевой массы танка), совершенствованию приборов наблюдения и управления огнем, повышению мощности и скорострельности основного оружия. Для борьбы с авиацией противника требовалось разработать для тяжелого танка дистанционно управляемую зенитную установку, обеспечивающую ведение огня и по наземным целям.

Эти и многие другие технические решения были предусмотрены к реализации в конструкции первого послевоенного опытного тяжелого танка «Объект 260» (ИС-7).

Литература

1.  Тактико-техническая характеристика немецкого сверхтяжелого танка «Maus» (Мышь). - ГБТУ ВС, 1946. -30 с.

2. Сверхтяжелый немецкий танк «Maus» (Мышь): описание и обзор конструкции. - ГБТУ ВС, 1946. -176 с.

3. Система охлаждения агрегатов немецкого сверхтяжелого танка «Мышь»: конструктивно-технический анализ. -НИИБТполигон, УКБТи MB ВС СССР, 1948. - 76 с.

4.  Силовая установка немецкого сверхтяжелого танка «Мышь-. Отчет НИБТполигона ГБТУ ВС. - М.: НИБТполигон, 1946.-49 с.

5. Организация и управление танковой промышленности Германии. Отчет научного танкового комитета бронетанковых и механизированных войск Вооруженных Сил. -М..ТБТУ, 1946.-212 с.

6.  Вестник танковой промышленности. - М.: НКПТ, №7,8, 10,11/1945, №1, 5,6/1946, №4/1947.

7. Разные работы по танкостроению. Отчет технического отдела МинТрансМаш в Германии. - 1947. - 289 с.

8. Крюгер Р. Танки. - М., 1922. - 109с.

9. Fleischer W. Die Heeresversuchsstelle Kummersdorf. -Podzun-Pallas, 1995. -200 c.

10.  Schneider W., Strashein ft. Deutsche kamptwagen im 1 weltkrieg. - Podzun-Pallas, 1988. -50 c.

11. Spielberger W. Spezialpanzerfahrzeuge Des Deutschen Heeres. - Motorbuch Verlag Stuttgart, 1987.-154 c.

12. Spielberger W. Der Panzerkampfwagen Tiger und seine Abarten. - Motorbuch Verlag Stuttgart, 1991. - 154 c.

Оглавление