Оглавление

DeShwPz037.jpg DeShwPz038.jpg

Проект опытного сверхтяжелого танка Е-100.

DeShwPz039.jpg DeShwPz040.jpg

Схема броневой защиты сверхтяжелого танка Е-100.

С середины 1943 г. в Германии была начата новая танковая программа «Е» (Entwicklung — «Развитие»), Прежде всего, предполагалось задействовать производственный потенциал фирм, ранее не участвующих в выпуске танков. Проектируемые в рамках этой программы танки были разделены по весовой категории на пять классов и должны были иметь высокую степень унификации по основным узлам и агрегатам.

В рамки «тяжелой весовой категории» входили три класса: Е 50, Е 75 и Е 100. В классе Е 50 фирмам «Адлер» (Adler), «Аргус» (Argus) и «Авто-Юнион» (Auto-Union) был выдан заказ на разработку танка весом 50—65 т для замены «Пантеры». В классе Е 75 фирма «Адлер» проектировала танк весом 75—80 т в качестве альтернативы «Тигру». Оба проекта предусматривали использование единого двигателя «Майбах» HL 234 мощностью 900 л.с. (663 кВт) и двухрадиусного гидромеханического механизма поворота «Makudro». Кроме того, «Адлер» занималась проектом сверхтяжелого танка Е-100 боевой массой 140 т как альтернативы машине фирмы «Порше».

Сборка опытного образца танка Е-100 осуществлялась на фирме «Хеншель». В конструкции броневого корпуса этой машины использовались технические решения, разработанные для тяжелого танка «Тигр II». Учитывая большую массу машины, в ее ходовой части применили индивидуальную подвеску с цилиндрическими пружинами. Башню с вооружением планировалось унифицировать с танком «Мышь». В качестве силовой установки на Е-100 стоял двигатель «Майбах» HL 230P30 мощностью 700 л.с. (515 кВт) при 3000 об/мин. В дальнейшем предусматривалось заменить его на двигатель «Майбах» HL 234 мощностью 900 л.с. (663 кВт) или на опытный дизель мощностью 1100—1200 л.с. По уровню броневой защиты танки «Мышь» и Е-100 были практически равноценны.

DeShwPz041.jpg

Усовершенствованная башня танка «Мышь» (проект).

В марте 1944 г. «Крупп» по предложению фирмы «Порше» выполнила эскизный проект усовершенствованной башни танка «Мышь». Изменения были направлены на улучшение броневой защиты лобовой проекции. Проводились компоновочные проработки возможности размещения в башне сверхтяжелого танка орудий калибра 150 мм и 170 мм с длиной ствола 63 и 53 калибра соответственно.

Испытания и доработки сверхтяжелых танков прекратились в конце 1944 г. Немецкая промышленность к этому времени уже не могла обеспечить серийный выпуск таких машин даже при минимальном задании — пять машин в месяц.

Тем не менее работы по повышению боевых свойств танков продолжались в Германии практически до конца войны. Так, в конце января 1945 г. «Крупп» проводила эскизное проектирование размещения в танке «Тигр II» 105-мм танковой пушки (10,5 cm KwK L/68). Увеличение калибра и применение выстрелов раздельного заряжания привело к сокращению боекомплекта и к росту численности экипажа до шести человек (из-за необходимости второго заряжающего), что признали неприемлемым, и работы были прекращены.

Фирма «Даймлер Бенц» изучала возможность размещения в «узкой башне» танка «Пантера» 88-мм пушки (8,8 cm KwK L/71). Установка более мощного вооружения потребовала увеличить диаметр погона башни на 100 мм и привела к сокращению боекомплекта до 56 выстрелов7. К концу войны был изготовлен деревянный макет башни в натуральную величину.

DeShwPz042.jpg

Ходовая часть сверхтяжелого танка Е- 100.

DeShwPz043.jpg DeShwPz044.jpg DeShwPz045.jpg

Кормовая и носовая части корпуса сверхтяжелого танка Е-100.

Установка двигателя Maybach HL 230P30 в корпусе сверхтяжелого танка Е-100.

  

7 Боекомплект 75-мм пушки танка Panther составлял 103 выстрела.

Оглавление