В 1942-1943 гг. фирмы «Хеншель» и «Порше» завершили работы по проектам новых тяжелых танков.
По проекту, танк VK.4502(P) (typ 180/181) фирмы «Порше» имел боевую массу 64 т. Толщина брони лобовой части корпуса достигала 150 мм. Два карбюраторных десятицилиндровых четырехтактных двигателя «Порше 101/4» объемом 15,06 л и мощностью 350 л.с. (257 кВт) каждый при 3200 об/мин должны были обеспечить машине максимальную скорость до 35 км/ч. В боекомплект танка входили 68 выстрелов, из которых 16 размещались в башне, 42 — в корпусе и 10—на днище боевого отделения. Известны два варианта компоновки этого танка: с размещением боевого отделения и башни в центральной и в кормовой части корпуса. Всего разрабатывали пять вариантов силовой установки для
VК.4502(Р):
- Тур 180А — электромеханическая трансмиссия и два карбюраторных десятицилиндровых четырехтактных двигателя «Порше 101/3» мощностью 300 л.с. (221 кВт) каждый при 3200 об/мин;
- Тур 180В — электромеханическая трансмиссия и два карбюраторных десятицилиндровых четырехтактных двигателя «Порше 101/4» мощностью 350 л.с. (221 кВт) каждый при 2000 об/мин;
- Тур 181А — гидромеханическая трансмиссия и два карбюраторных десятицилиндровых четырехтактных двигателя «Порше 101/4» мощностью 350 л.с. (257 кВт) каждый при 3200 об/мин;
- Тур 181В — гидромеханическая трансмиссия и два десятицилиндровых дизельных двигателя «Порше 180/1»мощностью 370 л .с. (272 кВт) каждый при 2000 об/мин;
- Тур 181С — электромеханическая трансмиссия и шестнадцатицилиндровый дизельный двигатель «Порше 180/2» мощностью 700 л.с. (515 кВт) при 2000 об/мин.
Опытный образец тяжелого танка VK.4503(H) боевой массой 68,5 т был готов в октябре 1943 г. На машине использовался двенадцатицилиндровый карбюраторный двигатель фирмы «Майбах» HL 230P30 мощностью 600-700 л.с. (441-515 кВт) при 2600-3000 об/мин, унифицированный с танком «Пантера». Он позволял развивать максимальную скорость до 41,5 км/ч.
При рассмотрении проектов отмечалось, что вариант фирмы «Порше» отличался сложной и малопригодной для серийного производства электромеханической трансмиссией, хотя она и обеспечивала преимущества в простоте управления танком по сравнению с вариантом фирмы «Хеншель». В итоге выбор был сделан в пользу проекта VK.4503(H).
В конце 1943 г. этот танк приняли на вооружение под обозначением Pz.Kpfw.VI Ausf.B (Sd.Kfz. 182) «Tiger II» («Тигр II»), Его мощная длинноствольная пушка позволяла бороться со всеми танками противника, находясь вне зоны поражения их огня. Однако вследствие поспешности выпуска танк имел большое количество конструктивных недоработок, что негативно отразилось на его надежности в эксплуатации. Мощная броневая защита лобовой части корпуса и башни при сравнительно небольшой толщине бортовой брони (особенно при значительных габаритах танка) не давала ожидаемого эффекта защиты машины от огня танков и противотанковой артиллерии.
За период серийного производства с января 1944 по март 1945 г. изготовили 477 танков «Тигр II», в том числе и командирские машины. Кроме того, на его базе построили 70 противотанковых САУ «Jagdtiger», вооруженных 128-мм пушками Pak.44 L/55.
Разработка и принятие на вооружение новых боевых машин обозначили резкий качественный скачок танкостроения Германии. Приоритетным в развитии тяжелых танков считалось усиление броневой защиты и вооружения за счет снижения подвижности и проходимости. Немецкие тяжелые танки к лету 1943 г. были самыми мощными по вооружению и бронированию из всех существовавших боевых машин.
Танкостроение Германии в этот период имело следующие характерные особенности:
- создание новых конструкций тяжелых танков с мощным вооружением и сильной броневой защитой;
- повышение уровня броневой защиты. Толщина лобовой брони танков выпуска 1943 г была приведена в соответствие с мощью их вооружения и более чем в 2 раза превысила толщину брони танков периода 1941—1942 гг. и в 3-6 раз броню танков, выпускавшихся до 1941 г.;
- при проектировании новых танков сохранялась и совершенствовалась ранее принятая схема компоновки, а также использовалось максимальное количество узлов и оборудования, освоенных в серийном производстве и проверенных в эксплуатации;
- снижение удельной мощности новых типов танков. Несмотря на создание в 2 раза более мощного специального танкового двигателя, рост мощности двигателей не поспевал за ростом массы танков;
- прекращение выпуска танков с недостаточным уровнем вооружения и броневой защиты (Pz.Kpfw.l, II и III). В серийном производстве немцы оставили только Pz.Kpfw.IV, поскольку его габариты позволяли использовать более мощное артиллерийское вооружение;
- широкое использование при создании самоходных артиллерийских установок с мощным артиллерийским вооружением шасси танков ранних выпусков Pz.Kpfw.l, II и III.
Бронепробиваемость снарядов германских танковых пушек, мм |
|||||||
Марка пушки |
Марка снаряда |
Начальная скорость м/с |
Бронепробиваемость (мм) на дальностях* |
||||
100 м |
500 м |
1000 м |
1500 м |
2000 м |
|||
55/75-мм противотанковая пушка (Waffe 0725) |
Бронебойно-трассирующий JJ,5 cm Pzgr. Patr. KwK) |
** |
163/** |
148/** |
129/** |
113/** |
- |
75-мм танковая пушка обр.40 (7,5 cm KwK.40] |
Бронебойно-трассирующий (7,5 cm Pzgr. Patr. KwK 40) |
770 |
103/83 |
89/72 |
74/60 |
62/50 |
51/40 |
75-мм танковая пушка обр.42 (7,5 cm KwK.42 L/70) |
Бронебойно-трассирующий (7,5 cm Pzgr. Patr. KwK 39/42) |
1000 |
147/128 |
123/107 |
107/93 |
89/77 |
71/60 |
88-мм танковая пушка обр.36 (8,8 cm KwK.36 L/56) |
Бронебойно-трассирующий (8,8 cm Pzgr.39/43) |
890 |
127/98 |
120/91 |
110/84 |
102/77 |
95/70 |
88-мм танковая пушка обр.43 (8,8 cm KwK.43 L/71) |
Бронебойно-трассирующий (8,8 cm Pzgr.40/43) |
1000 |
168/137 |
160/130 |
148/121 |
138/112 |
128/100 |
128-мм танковая пушка обр.44 (12,8 cm KwK.44) |
Бронебойно-трассирующий (12,8 cm Pzgr.) |
920 |
**/187 |
**/178 |
**/167 |
**/157 |
**/148 |
Осколочно-фугасный (12,8cm Sprqr. L/50 m.R.9) |
750 |
**/189 |
**/166 |
**/143 |
**/127 |
**/117 |
|
* В числителе указана толщина пробиваемой броневой плиты, расположенной вертикально, в знаменателе - под углом 30° от вертикали. ** У авторов нет данных. |