В сентябре тактико-технические требования к новому тяжелому танку изменили, и работы были преобразованы в проект VK.4501(H) по программе «Тигр» (Tiger-Programm). Основные требования к проекту заключались в следующем:
- для сокращения времени разработки использовать башню фирмы «Крупп» с 88-мм танковой пушкой (8,8 cm KwK.36 L/56) с боекомплектом 92 снаряда;
- элементы ходовой части должны быть заимствованы у VK.3601(H);
- противоснарядное бронирование: толщина брони лобовых листов корпуса 100 мм с
дополнительной 35-мм броневой защитой лобовой проекции танка, бортовых листов —
60 мм;
- вследствие увеличения боевой массы танка до 45 т следовало предусмотреть возможность преодоления водных преград глубиной до 4,5 м по дну.
Фирма «Рейнметалл» закончила башню с 75-мм танковой пушкой (L/70) в феврале 1942 г. По программе «Тигр» предполагалось после изготовления первых 100 машин с башней фирмы «Крупп» (8,8 cm KwK.36 L/56) перейти в феврале 1943 г. на выпуск танка с башней фирмы «Рейнметалл» (7,5 cm KwK42 L/70).
Первый показ опытных тяжелых танков VK.4501(P) и VK.4501(H) состоялся в апреле 1942 г. В ходе испытаний машина фирмы «Хеншель» была признана лучшей. Основанием для такого решения послужил тот факт, что для изготовления электромеханической трансмиссии танка VK.4501 (Р) требовалось около 900 кг электротехнической меди, что в условиях войны являлось неприемлемым для Германии. Всего в период с апрель по октябрь 1942 г. изготовили десять из запланированных 76 танков VK.4501(P). В конце ноября 1942 г. работы по этому проекту были прекращены.
Танк VK.4501 (H) приняли на вооружение под обозначением Pz.Kpfw.VI (Sd.Kfz.181) и получил наименование Tiger («Тигр»). Он был вооружен 88-мм орудием (8,5 cm KwK.36 L/56) и первоначально выпускался с двигателем мощностью 650 л.с. (250 машин). В дальнейшем мощность двигателя довели до 700 л.с. и отказались от оборудования для подводного вождения танка. Из-за больших габаритов по ширине при транспортировке танка по железной дороге требовалось производить демонтаж наружных опорных катков, крыльев гусениц и устанавливать узкие транспортные гусеницы.
За периоде января 1942 г. по май 1944 г. изготовили 1355 танков «Тигр», в том числе и командирские машины. Кроме того, на его базе построили небольшое количество САУ Sturmtiger, вооруженных мортирой калибра 380 мм.
В течение первых месяцев войны с СССР выявилось качественное превосходство советских Т-34 и KB над серийными танками Германии, что потребовало принятия срочных мер. 18 ноября 1941 г. на заседании танковой комиссии, посвященном итогам инспекционной поездке на Восточный фронт, Гудериан отметил следующие основные моменты:
- немецким танкам необходимо более тяжелое вооружение, позволяющее поражать новые типы советских танков, находясь вне зоны действия ответного огня;
- танкам необходимо обеспечить тактическую подвижность на уровне новых советских танков;
- необходимо иметь броневую защиту, способную противостоять огню новых советских танков.
29 ноября 1941 г. при участии Гитлера состоялось совещание, посвященное сложившейся обстановке, после которого фирма «Крупп» получила задание на разработку нового тяжелого танка массой до 72 т.
В декабре 1941 г. было принято решение прекратить все разработки танков весом до 20 т как устаревших и срочно начать проектирование 30-т танка — VK.3002. Первые эскизные проработки проекта, выполненные привлеченными к работе фирмами MAN и «Даймлер-Бенц», показали необходимость увеличения боевой массы танка до 36 т.
В конце января 1942 г. при обсуждении представленных макетов VK.3002 Гитлер потребовал унифицировать основные узлы и агрегаты, используемые в проектах обеих фирм. Кроме этого, в целях повышения уровня броневой защиты броневых корпусов VK.4501 (H) лобовой броневой лист требовалось устанавливать под углом 60° от вертикали. Это изменение предполагалось внедрить в серийном производстве, начиная с 101-го корпуса. Ранее лобовые броневые листы корпусов всех серийных германских танков устанавливались под углом 9° от вертикали.
К марту 1942 г. «Крупп» представила для обсуждения проект 72-т тяжелого танка VK.7201(K). В инициативном порядке фирма также выполнила несколько эскизных проектов тяжелых танков боевой массой 110, 130, 150 и 170 т под общим наименованием Krupp-Maus («Мышь Круппа»).
В том же месяце на совещании представителей фирм «Крупп» и «Порше» обсуждалась возможность создания нового танка VK.4502(P)5 с повышенным уровнем броневой защиты. Предлагалась схема броневого корпуса с углом наклона лобового броневого листа 55° от вертикали. Одновременно в качестве меры по усилению вооружения VK.4501(P) рассматривалась конструкция новой башни с 88-мм танковой пушкой с длиной ствола в 71 калибр (8,8 cm KwK L/71). В качестве основных мер по повышению уровня броневой защиты башни предлагалось
Проект тяжелого танка VK.7201 (К).
устанавливать ее броневые листы с рациональными углами наклона и максимально уменьшить лобовую проекцию. К концу октября 1942 г. работы над проектом новой башни VK.4501 (P2) были в основном завершены.
В апреле 1942 г. в рамках работ по усилению огневой мощи танка «Тигр» на фирме «Хеншель» готовился эскизный проект установки башни VK.4501(P2) фирмы «Крупп»6.
К маю 1942 г. появился эскизный проект сверхтяжелого танка Ваг («Медведь») массой 120 т. Толщина противоснарядной брони лобовой части корпуса достигала 130 мм, борта — 80 мм. Вооружение танка — 305-мм мортира с длиной ствола 16 калибров и начальной скоростью снаряда 355 м/с. В качестве силовой установки предполагалось использовать двенадца-тицилиндровый карбюраторный двигатель «Майбах» HL 230 мощностью 600 л.с. (441 кВт) при 2600 об/мин, что позволило бы обеспечить танку максимальную скорость до 20 км/ч. Ходовую часть планировалось унифицировать с танком Tiger. Экипаж — шесть человек.
Одновременно еще один эскизный проект тяжелого танка массой 100 т представила и фирма «Порше».
Оба проекта были одобрены на совещании уА. Гитлера, что, тем не менее, не помешало главе министерства вооружений и боеприпасов издать приказ, запрещавший впредь проводить подобные инициативные работы.
В середине мая 1942 г. решилась судьба проекта VK.3002. После сравнительных испытаний представленных опытных образцов для дальнейшей работы был выбран танк фирмы MAN. К серийному производству танк принимался на условии выполнения требования по увеличению толщины лобовой брони корпуса до 80 мм с возможностью ее дальнейшего усиления в 1943 г. до 100 мм.
В конце мая в Берлине на очередном совещании по вопросам танкостроения обсуждались перспективы повышения мощности артиллерийского вооружения танков и создания новых типов тяжелых танков. В качестве одной из мер усиления огневой мощи танковых соединений было признано необходимым оснащать тяжелые танки 88-мм пушкой (8,8 cm KwK L/71). Одновременно было высказано предложение оснастить каждую танковую дивизию 20 тяжелыми танками, обладающими максимальной скоростью до 40 км/ч, с предельно возможными характеристиками по вооружению и броневой защите.
Летом 1942 г. фирма «Порше» получила официальный заказ на проведение опытно-конструкторских работ по созданию танка прорыва с максимально допустимыми уровнями броневой защиты и мощности вооружения. Проектом предусматривалось создание тяжелого танка с беспрецедентной броневой защитой (лобовая часть корпуса — 200 мм, башни — 220 мм, борта корпуса — 180 мм, борт и корма башни — 200 мм).
5 На фирме «Порше» проект имел внутреннее обозначение Тур 180.
6 Единственное отличие заключалось в типе привода механизма поворота башни: на танке VK.4501(P) использовался электромеханический привод, на VK. 4501(Н)- гидравлический.