Из-за большой массы машины для транспортировки по железной дороге предусматривался демонтаж башни и перевозка ее отдельно на соседней платформе. Сборка должна была производиться непосредственно на месте выгрузки с помощью специального крана. К концу 1941 г. изготовили два опытных образца VK.6501. После завершения испытаний дальнейшие работы по этому танку были прекращены — также из-за недостаточной эффективности 75-мм пушки.
К середине 1940 г. фирма «Хеншель» получила еще один заказ — на создание танка VK.3601 массой 36 т со 105-мм пушкой L/20. За конструкцию башни с вооружением отвечала фирма «Крупп». Толщина лобовой брони корпуса составляла 80 мм, бортов и кормы — 50 мм, крыши и днища — 25 мм. В качестве силовой установки использовался двенадцатицилиндровый двигатель «Майбах» HL 174 мощностью 450 л.с. (330 кВт) при 3000 об/мин, обеспечивающий танку максимальную скорость до 50 км/ч.
Боевые действия в Польше, Франции и Северной Африке выявили недостаточную мощность артиллерийского вооружения немецких танков для борьбы с бронированными машинами противника. В конце мая 1941 г. было принято решение о необходимости разработки новых танковых пушек, способных пробивать 140-мм броневой лист на дистанции 1000 м. В качестве срочной меры предлагалось использовать на перспективном танке 75/55-мм противотанковую пушку (Waffe 0725) и 88-мм зенитную пушку (Flak.36).
ОКН выдал новый заказ фирме «Порше» — на проектирование 45-т танка VK.4501 для установки на нем разработанной в инициативном порядке фирмой «Крупп» башни с 88-мм пушкой KwK 36 L/56 (начальная скорость бронебойного снаряда — 820 м/с).
Основные технические требования к танку VK.4501: боевая масса — 60 т, толщина листов лобовой брони корпуса — 100 мм, кормы — 80 мм, двигатель мощностью 600 л.с. (444 кВт), максимальная скорость по шоссе — до 40 км/ч, по пересеченной местности — 25 км/ч.
Опытный образец танка обозначался Тур 101А, или Sonderfahrzeug II. В его конструкции широко использовался технический задел, полученный в ходе работ по VK.3001 (Р). Увеличение массы танка и калибра основного вооружения привело к решению применить в качестве силовой установки два десятицилиндровых двигателя «Порше 101/1» мощностью 320 л.с. (235 кВт.) при 2000-2200 об/мин каждый. Кроме того, учитывая необходимость создания резервов для последующей модернизации танка, провели широкомасштабные исследования новых типов танковых двигателей большой мощности — как карбюраторных, так и дизельных.
Наибольший интерес в конструкции VK.4501(P) представляла электромеханическая трансмиссия, которая должна была обеспечить требуемую подвижность тяжелому танку. Предполагалось установить на танке дизельный двигатель воздушного охлаждения, который приводил в действие электрогенератор. Электроэнергия подавалась на силовые электродвигатели, располагавшиеся по бортам корпуса машины. Однако из-за нехватки времени создать дизельный двигатель к моменту окончания работ над проектом не смогли.
Первый образец VK.4501 (Р) был закончен фирмой «Нибелунгверке» (Nibelungenwerke) к апрелю 1942 г. При боевой массе 57 т его максимальная скорость достигала 35 км/ч. Толщина противоснарядной брони лобовой части корпуса равнялась 100 мм. Расход топлива составлял 540 л/ч, что ограничивало запас хода машины до 80 км.
В то же время на фирме «Хеншель» под руководством главного конструктора Э. Адерса продолжалась разработка тяжелого танка VK.3601(H). На нем устанавливалась традиционная механическая трансмиссия с коробкой передач Variorex, а в ходовой части использовалась торсионная подвеска с шахматным расположением опорных катков большого диаметра.
Деревянный макет в натуральную величину башни фирмы «Рейнметалл» с 75-мм танковой пушкой с длиной ствола 70 калибров.
Решение применить на VK.3601 75/55-мм пушку с коническим стволом пересмотрели из-за дефицита вольфрама, используемого в бронебойных снарядах этой пушки. Установка 88-мм зенитного орудия (Flak.36) оказалась невозможной — требовался погон башни диаметром 1800 мм. Собрали только один опытный образец шасси VK.3601, который поступил на испытания в конце 1942 г.
В июле 1941 г ОКН предложил фирме «Рейнметалл» разработать в качестве альтернативного варианта свой вариант башни танка с 75-мм танковой пушкой с увеличенной до 70 калибров длиной ствола. Применение калибра 75 мм по сравнению с калибром 88 мм позволяло увеличить боекомплект, снизить массу башни, а также уменьшить длину и силу отката ствола.
Проект тяжелого танка VK.4501(Р).
Опытный образец тяжелого танка VK.4501 (Н).