Корпус тяжелого танка A7VU (слева — шасси A7V). |
Опытный образец легкого танка LK. |
Тяжелый танк A7VU.
Танк имел экипаж из 22 человек, электромеханическое управление и подрессоренную ходовую часть. При перевозке его предполагалось разбирать на составные части массой 15—20 т каждая. В боевых действиях «Колоссаль» участия не принимал, а два незавершенных образца были разобраны после поражения Германии в Первой мировой войне.
После боев под Куэнтом (Quent) в апреле 1917 г. в Германии получили возможность детально ознакомиться с конструкцией нового британского танка Mk.IV. Выводы, сделанные на основании этого, позволили O.H.L. доложить генералу Людендорфу (Ludendorff) о необходимости создания боевой машины по аналогичной конструктивной схеме. Работы по новому танку, получившему условное обозначение A7VU (Umlaufendeketten — кругооборотные гусеницы), начались немедленно. Проведение ходовых испытаний планировалось уже на сентябрь 1917 г.
Анализ боев также подтверждал, что успеха можно достичь при массовом применении малых танков. Исходя из этого, Фольмер в инициативном порядке разработал конструктивные принципы легкой боевой машины с пулеметным вооружением и экипажем 2—3 человека. Считая, что в конструкции A7V достигнут рациональный предел соотношения боевой массы и мощности вооружения, в сентябре 1917 г. им был представлен к утверждению проект легкого танка LK. Особенностью его конструкции должно было стать широкое использование узлов и агрегатов изъятых из эксплуатации и находящихся на складах легковых автомобилей. Основная задача заключалась в ограничении боевой массы нового танка, что определялось наличием автомобилей в основном с двигателями мощностью 45—60 л.с.
Первый образец LK изготовили к 1918 г. Для массового производства была предложена усовершенствованная конструкция — танк LK-II. Однако трудности войны не позволили развернуть массовое производство этих легких машин в Германии.
Опытный образец нового танка A7VU был готов к 25 мая 1918 г. По сравнению со своими современниками он имел более мощную броневую защиту, лучшие условия наблюдения экипажа за полем боя, подрессоренную подвеску ходовой части. Однако возросший до 40 т боевой вес и увеличенная длина опорной поверхности гусениц новой машины привели к большому сопротивлению движения и снижению проходимости по сравнению с A7V почти в 1,5 раза. В результате, дальнейшие работы по A7VU были свернуты, а сам опытный образец демонтирован.
В середине 1918 г. фирма «Верхнесилезский сталепрокатный завод» (Oberschlesischen Huttenwerke) предложила свой проект тяжелого танка — «Верхняя Силезия» (Oberschlesien). Изготовленный ходовой макет подвергли испытаниям, по результатам которых было решено изготовить два опытных образца, но капитуляция Германии помешала завершению работ.
Опытный образец тяжелого танка A7VU.
|
Тяжелый танк A7V. |