Ракеты Р-5М также многократно использовались в экспериментах, связанных с разработкой и испытаниями первой отечественной противоракетной системы «А», в том числе и в качестве мишеней при пусках противоракет В-1000.
В середине 1950-х гг. появились две геофизические модификации Р-5М - Р-5А и Р-5Б. Помимо интересов науки, знания характеристик верхних, граничащих с космосом, слоев атмосферы были необходимы для проектирования межконтинентальных ракет и систем противоракетной обороны. На Р-5А был установлен своеобразный рекорд -1520 кг полезного груза было доставлено на высоту 473 км. На этих ракетах провели отработку устройства так называемой «натриевой кометы», призванной подтвердить факт приближения советского космического аппарата к Луне, а также испытания инфракрасной вертикали, предназначенной для системы ориентации будущих пилотируемых космических кораблей.
Последний этап использования «пятерки» в научных целях связан с созданием в начале 1960-х гг. модификации Р-5В, пуски которой осуществлялись в 1964-1975 гг. Помимо проведения астрофизических исследований, выполнявшихся, в частности, по программе «Вертикаль», при пусках этих ракет отрабатывался вход в плотные слои атмосферы объектов, выполненных в форме «велосипедной фары», примененной в дальнейшем для спускаемого аппарата КА «Союз». Макет геофизической ракеты Р-5В под наименованием «Вертикаль» с лета 1967 г. демонстрировался в павильоне «Машиностроение» на ВДНХ. С 1965 г. габаритно-весовой макет Р-5М украсил стилобат вновь построенного Центрального музея Вооруженных сил в Москве. С 1980-х гг. его место занял макет межконтинентальной Р-9А.
После полета Ю.А. Гагарина сильно отретушированные фотографии Р-5М вместо «семерки» изображали на газетных страницах ракету, поднявшую его в космос.
Без сомнения, создание «пятерки» явилось важным этапом становления отечественного ракетостроения.
Р-5М стала первой в мире стратегической ракетой, оснащенной ядерной головной частью.
С развертыванием этих ракет была впервые практически отработана концепция эксплуатации ракетно-ядерного оружия и теоретически решены задачи его боевого применения.
Впервые в состав ракет типа Р-5 входили только функционально необходимые элементы (головная часть, двигатель, топливные баки и отсеки с приборами управления), а «паразитные» наружный силовой корпус и громоздкие стабилизаторы, применявшиеся на «Фау-2», Р-1 и Р-2, были исключены.
При проектировании и отработке Р-5 советские ученые и конструкторы впервые успешно разрешили сложные задачи динамики, с которыми они столкнулись при появлении новых свойств ранее не применявшихся в ракетостроении предельно легких, но жестких конструктивных схем.
Разработка Р-5М получила заслуженное признание высшего руководства. В частности, С.П. Королев и его ближайший соратник В.П. Мишин 20 апреля 1956 г. удостоились звания Героев Социалистического труда. Что не менее важно, возросший авторитет коллектива ОКБ-1 способствовал принятию уже давно назревшего организационного решения. В соответствии с распоряжением Совета Министров СССР Приказом министра оборонной промышленности от 14 августе 1956 г. ОКБ-1 с опытным заводом было выделено из состава НИИ-88 и стало самостоятельной организацией, возглавляемой начальником - главным конструктором С.П. Королевым.
Установка геофизической ракеты Р-5В на пусковой стол.
Помимо указанных в тексте источников, в работе над статьей были использованы следующие книги:
1. Ракетно-космическая корпорация «Энергия». - М, /996.
2. Стратегические ракетные комплексы наземного базирования. - М.: Военный парад, 2007.