Станислав Воскресенский
С первых послевоенных лет США обладали реальной способностью нанесения ядерных ударов по территории нашей страны. Уже в 1948 г., с началом «берлинского кризиса», несколько десятков специально оборудованных для доставки атомной бомбы В-29 были переброшены в Англию. Наличие американских баз у границ СССР, а с конца 1940-х гг. — и создание межконтинентальных бомбардировщиков В-36 обеспечивало достижение большинства целей на территории СССР.
К 1955 г. американское стратегическое авиационное командование располагало 396 В-36 и примерено 1200 средними реактивными бомбардировщиками В-47. Только к этому времени наша Дальняя авиация стала пополняться самолетами, способными хотя бы в один конец долететь до важнейших объектов США — реактивными М-4. Но сама по себе дальность полета еще не обеспечивала выполнения боевой задачи. Прорыв немногочисленных советских бомбардировщиков сквозь рубежи системы ПВО Северо-Американского континента NORAD был затруднен, если не невозможен. Требовалось новое неотразимое и дальнобойное оружие, которым должна была стать межконтинентальная баллистическая ракета.
Во второй половине 1940-х гг. наряду с разработкой баллистических ракет Р-1, Р-2 и Р-5 в обстановке еще большей секретности велись работы по созданию советской атомной, а затем и термоядерной бомбы. По-видимому, высшее руководство страны не питало иллюзий относительно действенности обстрела европейских городов дорогостоящими ракетами, пусть и многократно превосходящими «Фау-2» по дальности, но несущими всю ту же тонную боевую часть, начиненную обычной взрывчаткой.
Но ядерное оружие придавало смысл созданию ракет, в том числе и межконтинентальной ракеты. Такая ракета, способная достичь заокеанской территории, была бы на порядок сложнее и дороже «Фау-2», и ее применение имело бы смысл только при оснащении ядерной головной частью.
Пока практическое, воплощаемое в металл, ракетостроение отдавало все силы освоению и творческому переосмыслению немецкого наследия, военная наука в лице ученых НИИ-4 под руководством М.К. Тихонравова с 1947 г. приступила к проведению НИР «Пути осуществления баллистических дальних стратегических ракет».
Как расчетные исследования, так и опыт немецких ракетостроителей, приобретенный при попытке осуществления проекта А-9/А-10, свидетельствовали о том, что межконтинентальная дальность может быть достигнута только многоступенчатой (как минимум — двухступенчатой) ракетой.
Наиболее естественной представлялась тандемная схема с последовательным расположением ступеней — вторая впереди первой. По такой схеме была выполнена американская исследовательская ракета «Бампер», созданная на базе все той же «Фау-2» и небольшой (весом около 300 кг) американской ракеты «Корпорал». В 1949 г. при вертикальном пуске ракеты «Бампер» впервые были получены фотографии Земли из космоса — с высоты около 400 км. Однако тандемная схема обладала двумя существенными недостатками.
Во-первых, двигатель второй ступени должен был запускаться в полете, в разреженном воздухе — практически в пустоте. При реализации некоторых схем разделения ступеней двигатель пришлось бы запускать также и в условиях невесомости. Как раз в эти годы советские ракетчики, осваивая на практике запуск двигателя «Фау-2», убедились в том, что включение двигателя — довольно сложный и капризный процесс, который не всегда удается даже под непосредственном контролем операторов. Кроме того, в ракете, выполненной по тандемной схеме, двигатель второй ступени никак нельзя было опробовать «гонкой» и убедиться в его работоспособности перед стартом.
Вторая проблема состояла в том, что при сколько-нибудь оптимальном распределении топлива первая ступень получалась слишком крупногабаритной, непригодной к перевозке по железной дороге.
Поэтому уже в конце 1940-х гг. большое внимание стало уделяться многоступенчатым ракетам пакетной схемы, впервые предложенной сотрудником Тихомирова И.М. Яцуницким. «Пакет» мог быть реализован в различных сочетаниях конструктивных и схемно-функциональных решений. В частности, рассматривались схемы:
- с подвесными баками — боковыми блоками без двигателей (близкая схема намечалась к реализации для одного из вариантов российского космического носителя «Ангара» в середине 1990-х гг.);
- с подвесными двигателями — боковыми блоками без баков (по такой схеме в дальнейшем была создана первая американская МБР «Атлас»);
- с перекачкой части топлива из боковых блоков в центральный в полете;
- с одинаковыми блоками при запуске двигателей боковых блоков на старте, а центрального — в полете (эта схема являлась как бы пакетной только по конструкции, но не по схеме действия);
- с увеличенным центральным блоком, с запуском всех двигателей на старте (этот вариант и реализовали в первой советской МБР).
Результаты исследований были представлены Тихомировым в закрытом докладе, зачитанном 14 июня 1949 г.