Буксировка БМД-3.
Подвеска машины — индивидуальная пневматическая (гидропневматическая). Она состоит из десяти пневматических рессор. Каждая пневморессора включает гидравлический и пневматический цилиндры, поршень со штоком, поршень-разделитель, пневмокамеру, зарядный клапан, гидравлический амортизатор двойного действия, автомат разгрузки, уплотнение, гидрозамок, соединительные трубопроводы. Корпус пневморессоры шарнирно соединен с неподвижной опорой, приваренной с внутренней стороны корпуса машины, а шток пневморессоры — с рычагом, установленным на шлицевом конце оси балансира подвески опорного катка. Пневматическая рессора сочетает в себе свойства упругого элемента и амортизатора, а также работает как исполнительный силовой цилиндр системы изменения клиренса и как механизм удержания опорных катков в верхнем положении при вывешивании корпуса. При использовании пневомрессоры для изменения клиренса машины рабочая жидкость из гидросистемы либо нагнетается в поршневую полость и сливается из штоковой — тогда балансир поворачивается от корпуса и происходит увеличение клиренса, либо жидкость сливается из поршневой полости — в этом случае силой веса подресоренной части машины происходит уменьшение клиренса. Минимальный клиренс машины 100, рабочий — 420, максимальный — 500 мм. Максимальный клиренс используется обычно при движении машины своим ходом со смонтированными на ней средствами десантирования. Для заправки пневмо-рессор может использоваться азот или воздух, применяемая жидкость — гидравлическое масло МГЕ-10А. Гидросистема включает шестеренчатый и ручной насосы, управляется с места механика-водителя с помощью распределительного крана и кнопок пульта. Рабочее давление в системе — 150 кг/см2. Ограничителями хода опорных катков вверх служат упоры — полиуретановые буферы на алюминиевой подошве, жестко прикрепленные к бортам на кронштейнах.
Обладая высокой удельной мощностью (32 л.с./т), машина имеет высокие показатели подвижности. Она преодолевает подъем крутизной 35° и крен 25°, ров шириной до 1,5 м, может входить в воду с берега крутизной 30°, а выходить из воды на берег крутизной 25°.
Движение БМД-3 на плаву осуществляется с помощью водометного движителя. Два гидрореактивных водомета размещены в кормовой части корпуса по бортам машины. Для поворота один из водометов отключается. Отбор мощности на водометы выполнен от промежуточного вала МПП через редуктор. Привод включения водометных движителей — воздушно-гидравлический. Полости разряжения водометов используются в аварийной эжекционной водооткачивающей системе, обеспечивая общую производительность 1500 л/мин. Имеется вспомогательная водооткачивающая система (центробежный насос 1ЭЦН-27 с электроприводом) производительностью 60 л/мин. При движении на плаву на тихой воде с помощью пневмоцилиндров, управляемых с места механика-водителя, поднимается волноотражательный щит и выдвигается вверх из корпуса (из подкрылка правого борта у моторной перегородки)воздухозаборная труба. Таким образом, время подготовки БМД-3 к движению на плаву сократилось по сравнению с машинами семейства БМД - БТР-Д. При наличии волнения более 2 баллов должна ставиться дополнительная воздухозаборная труба, включенная в состав ЗИПа машины.
Движение машины на плаву потребовало ряда специальных решений. Дело в том, что поставляемый Челябинским тракторным заводом двигатель, полностью соответствуя заданию по большинству характеристик и габаритам, существенно превысил заданную массу. На плаву это давало большой дифферент на корму. Чтобы «приподнять» на плаву корму, угол открытия заслонок водометов ограничили для создания вертикальной составляющей реактивной силы струи. Установленные на корме ящики ЗИП превратили в поплавки. Часть десанта на плаву должна была пересаживаться вперед на универсальные сиденья (предназначенные, вообще-то, для парашютного десантирования).
На БМД-3 используется приемопередающая ультракоротковолновая телефонная радиостанция Р-173 («Абзац») с диапазоном частот 30-75,999 МГц, частотной модуляцией и штыревой антенной, симплексная. Радиостанция размещена в башне позади места командира, она обеспечивает работу на штыревую антенну высотой 3 м, 2 м, 1 м и аварийную. Дальность связи на среднепересеченной местности — до 20 км при работе на 2-м антенну. Антенный ввод расположен на наклонном листе башни около радиостанции. Рядом с радиостанцией установлены ультракоротковолновый радиоприемник Р- 173П с частотной модуляцией (дальность связи до 20 км при работе на 3-м антенну), а также аппаратура внутренней связи Р-174, телефонная с электромагнитными ларингофонами на шесть абонентов.
Бортовая сеть БМД-3 — однопроводная, постоянного тока, напряжением 22,5-28,5 В. Источниками электроэнергии служат две свинцо-во-кислотные аккумуляторные батареи емкостью 85 А×ч и генератор переменного тока ГП-10А
со встроенным выпрямителем мощностью 11 кВт. Приборами освещения служат: внешнего — две фары ФГ-126 белого света на башне и корпусе, фара (ИК осветитель) ФГ-125 для прибора ТВНЕ-4Б, ИК осветитель ОУ-5 прицела БПК-2-42, ИК осветитель ОУ-ЗГА2 прибора ТКН-ЗМБ; внутреннего —два плафона дежурного освещения ПМВ-71 (один в переднем отсеке, один в районе моторной перегородки), створчатый фонарь КЛСТ-64 для местного освещения, фонари освещения РПКС74 и АГС-17. Приборы дорожной сигнализации — пять габаритных фонарей ГСТ-64-Л, датчик тормоза, звуковой сигнал С314Г.
Для обогрева боевого расчета в зимнее время в состав БМД-3 введены индивидуальные электронагревательные устройства, устанавливаемые в чехлы на сиденьях и подключаемые по потребности к бортовой сети.
Машине придается съемное бульдозерное оборудование для самоокапывания, устанавливаемое лишь на время отрывки укрытия или окопа. Масса съемной части этого оборудования — около 190 кг, ширина отвала — 3150 мм. На отрывку окопа для БМД-3 с помощью оборудования для самоокапывания требуется 1,5 ч.
На бортах корпуса установлены детали крепления парашютной системы и крюки, предназначенные для буксировки машины на плаву и на суше. Десантники, эксплуатирующие БМД-3, обращали внимание на не совсем удачное расположение задних буксирных крюков — в корме по бортам, прямо позади ведущих колес. При ослаблении натяжения буксирного троса его коуш опускается на движущуюся гусеницу, та подтягивает его вверх, иногда пропарывая тросом нависающий над гусеницей нижний лист короба эжектора. Проблему удалось решить изменением конструкции коуша троса.
Снаружи машины уложены и закреплены два ящика ЗИП, брезент, лом, лопата, буй и другое имущество.
При заметном усложнении систем БМД-3 удалось достичь не только облегчения управления машиной, но и увеличения примерно вдвое времени пробега между ТО, а также значительного сокращения времени ежедневного технического обслуживания. Упрощение обслуживания достигнуто, в частности, более надежными соединениями трактов, в ходе доработки машины в серии упрощен ряд процедур (например, измерения уровня рабочей жидкости в МПП — весьма критичный показатель).
Если гарантийная наработка новой БМД-1, БМД-2 составляла 3000 км, а пробег до среднего ремонта — 7000 км, то для БМД-3 — 8000 и 9000 км соответственно. Хотя невнимания при техобслуживании машина, разумеется, «не терпит» (как, впрочем, и любая другая).
Марка машины |
Продолжительность еженедельного технического обслуживания, ч |
Техническое обслуживание №1 (ТО-1) |
Техническое обслуживание №2 (ТО-2) |
||
Периодичность, км |
Продолжительность, ч |
Периодичность, км |
Продолжительность, ч |
||
БМД-3 |
1 |
3500 |
7 |
7000 |
10 |
БМД-2 (2К) |
3 |
1300-1500 |
6 |
3000-3200 |
9 |
БМД-1П |
2,5 |
1300-1500 |
6 |
3000-3200 |
9 |