Оглавление

В соответствии с боевыми уставами считается, что мотострелковые и танковые подразделения должны:
- с выходом к водной преграде при поддержке огнем, не задерживаясь, форсировать ее на БМП (БТР), переправочно-десантных средствах или по захваченной переправе. Противника, оказывающего сопротивление, — уничтожать огнем всех средств на плаву. С выходом на противоположный берег безостановочно развивать наступление в указанном направлении;
- при преодолении водной преграды экипажи машин и десант должны находиться в спасательных жилетах.

Следовательно, личный состав расчетов и десанта ведет бой с воды и при выходе на берег, обороняемый противником, только в спасательных жилетах, практически без средств бронезащиты. В кульминационный момент боя - при достижении берега — личный состав должен прекратить огонь, остановиться (что категорически запрещено всеми боевыми документами), снять спасательные жилеты и надеть бронежилеты. В связи с этим военнослужащие либо (вопреки требованиям безопасности) преодолевают водную преграду уже одетыми в бронежилеты, и при достижении берега сразу же переходят в атаку, либо после преодоления водной преграды в спасательных жилетах при достижении берега переходят в атаку в них же, без переодевания в бронежилеты. Защита же личного состава самоходных десантных средств (СПДС, ПДС)* и понтонеров, доставляющих войска и грузы на завоеванный плацдарм (участок высадки), вообще не предусмотрена, так как одновременное ношение состоящих на вооружении спасательных жилетов и бронежилетов исключено.

Между тем, вероятность попадания мотострелковых и танковых подразделений, расчетов СПДС (ПДС) и паромов в зону огневого поражения весьма высока. И очевидно, что спасательные жилеты должны совмещать в себе также и функцию бронежилетов, так как жизнь и боеспособность расчета — главное условие живучести переправочного средства с боевым грузом. Сегодня эта особенность уже обеспечивается в отечественных бронежилетах с положительной плавучестью — 6Б19, «Кираса-Универсал СН», «Поплавок-3», «Штурм-ВВ», «Корсар-ПВ», «Корсар-МП», «Корсар-9», «Kopcap-9S» (иностранные аналоги - модели 401, 405 фирмы RBR, бронежилет типа «ABA(S)» и т.д.). Бронежилеты 6Б19 прошли испытания и приняты на вооружение МВД РФ (постановление Правительства РФ №731 от 15 октября 2001 г.) и ВС РФ - для ВМФ (приказ МО РФ №235 от 5 июля 2003 г.).

ArmPont004.jpg

180-тонный паром понтонного парка ПП-2005.

В ходе исследований, проводившихся в ФГУ «15 ЦНИИИ Минобороны России», неоднократно подчеркивалась целесообразность оснащения личного состава переправочно-десантных и понтонно-мостовых подразделений средствами защиты и, в частности, бронежилетами с положительной плавучестью. При этом отмечалось, что использование данных средств личным составом мотострелковых, танковых и инженерных войск имеет свою существенную специфику.

Так, например, необходима их практическая апробация в стесненных условиях работы механиков-водителей (водителей) СПДС, мотористов средств моторизации понтонных парков (включая возможность проникновения через входные люки и двери) и оценка возможности использования с учетом особенностей работы расчетов понтонеров и их командиров (зачастую при сборке паромов расчеты работают в воде). Обобщенный опыт показывает, что в большинстве случаев данные расчеты будут действовать с личным оружием в положении «за спину». Эксплуатация переправ будет происходить не только в летний, но и (во многих случаях) в осенне-зимний период. А значит, десанту и расчетам предстоит работать на суше и в воде в зимней форме одежды. Наряду с этим необходимы отработка (переработка) соответствующих технических условий на образцы ЗСС, рекомендаций по их доукомплектованию и применению, определение потребной степени оснащенности ими подразделений, обеспечивающих переправы, а также мотострелковых и танковых подразделений, участвующих в переправе (форсировании).

ArmPont005.jpg
Механик-водитель ПММ-2 в спасательном жилете СЖТ, находящемся в эксплуатации 20-25 лет. В результате износа более половины этих жилетов вышли из строя и не обеспечивают удержания военнослужащего на воде.

К настоящему времени завершены испытания отдельных образцов ЗСС, проведенных ФГУ «15 ЦНИИИ Минобороны России» и ЗАО НПП «КлАСС». Объектами испытаний являлись образцы ЗСС, представленные для испытаний ЗАО НПП «КлАСС»:
- бронежилет военно-морской 6Б19 (далее по тексту - бронежилет 6Б19), состоящий из защитной системы и спасательной системы, с транспортной сумкой и индивидуальным комплектом ЗИП. Защитная и спасательная системы бронежилета 6Б19 могут использоваться военнослужащим как по отдельности, так и совместно. Положительная плавучесть обеспечивается расположенным поверх бронежилета надувным спасательным жилетом (НСЖ), включающим систему автоматического газонаполнения и две камеры (емкости);
-  бронежилет «Кираса-Универсал СН» модель 2-2-1П (далее по тексту - «Кираса-Универсал СН») с чехлом, обеспечивающим плавучесть, транспортной сумкой и индивидуальным комплектом ЗИП. Положительная плавучесть бронежилета обеспечивается созданием заданного водоизмещения специальными элементами, распределенными по всему изделию;
- защитный шлем ССШ-94 «Сфера-С» с сумкой для хранения и переноски и индивидуальным комплектом ЗИП.

Основные характеристики бронежилетов с положительной плавучестью 6Б19 и «Кираса-Универсал»

Разработчик

Модель

Класс защиты по ГОСТ Р 50744-95

Масса, кг

Площадь защиты, дм2

Запас плавучести, кг

общая

усиленная

общая

усиленная

НПО «Специальных материалов», г. Санкт-Петербург

6Б19. Размеры: - 1 - 2  -3

Уровень защиты III

10,2 10,7 11,0

28 28 20

9,8 9,3 9,0

ЗАО «КИРАСА», г. Пермь

Кираса-Универсал. СН-П: -1П -2-1П -2-2-1П -5-1П

1 (NIJ)

Как Б

2,7—3,3 3,9-4,9 5,1-6,1 6,1—7,6

40—50

14,5—18

9,0—10,5 7,5—9,0 6,3—7,8 5,5—6,5


* В статье используются обозначения и сокращения:
ПМП — понтонно-мостовой парк;
СПДС (ПДС) — самоходные переправочно-десантные средства;
ЗСС — защитно-спасательное снаряжение;
САГН - система автоматического газонаполнения;
ВТО — высокоточное оружие;
ТУ— технические условия.

Оглавление