А. А. Ермаков, К.Ф. Янбеков (НИИЦ СИВ ФГУ «3 НИИ Минобороны России») М.И. Злыднев (ЗАО НПП «КлАСС»)
Об актуальности увеличения защищенности личного состава подразделений, участвующих в форсировании и переправе войск через водные преграды
Одной из наиболее сложных задач инженерного обеспечения боевых действий войск всегда являлось преодоление водных преград. Среди основных факторов, влияющих на эффективность выполнения этой задачи, можно назвать обеспечение требуемого уровня защищенности (живучести) личного состава десанта и расчетов боевой и другой техники, находящихся на переправе в зоне огневого воздействия противника.
С появлением новых десантно-высадочных средств этот вид обеспечения боевых действий приобрел новое наполнение. Следует учитывать значительный рост грузоподъемности инженерных средств. При их поражении увеличиваются потери в боевых силах и средствах. В результате значительно изменились требования к защите паромов, десантных средств и их расчетов (командиров, мотористов, палубных) от огня противника. Реализация этих требований на современном этапе существенно осложняется на фоне широкого внедрения высокоточного оружия и выделения участков переправ в разряд приоритетных целей (объектов первоочередного поражения), что нашло отражение в боевых уставах и наставлениях армий развитых стран.
Множество примеров интенсивного огневого воздействия на переправы дал опыт Великой Отечественной войны. Так, при использовании инженерных переправочных средств в Сталинградской битве на Сталинградском и Донском фронтах все переправы работали круглосуточно в сложной обстановке под интенсивным воздействием авиации, артиллерийского и минометного огня противника. Только в течение одних суток, 26 октября 1942 г., на одну из переправ противник сбросил около 100 авиабомб, выпустил 130 мин и более 120 артиллерийских снарядов. За период с 7 по 28 октября 1942 г. были уничтожены семь паромов специального понтонного парка СП-19, 35 полупонтонов Н2П, шесть речных самоходных судов, личный состав расчетов большей частью погиб, грузы потеряны.
Не менее интенсивное огневое воздействие противник оказал и при форсировании Днепра, где потери наших войск в силах и средствах были весьма значительными, несмотря на такие меры, как оборудование на плавсредствах дополнительно специальных мест для спасения тонущих и раненых.
Опыт эксплуатации инженерных переправочных средств показывает, что на крупных и средних водных преградах оборудуется значительное количество паромных переправ, где паромы движутся «вдоль» преграды. Зачастую длина рейса таких паромов в десятки раз превышает нормативное значение, равное 600 м, что исключает их из традиционной классификации паромных переправ. Данные переправы фактически являются или десантной операцией ближнего действия (выполняемой из исходных районов, расположенных вблизи района высадки), или операцией по эвакуации (перегруппировке) войск, со всеми присущими им качественными параметрами.
При интенсивном развитии средств и I способов вооруженной борьбы в последние годы суть форсирования и высадки десанта не изменилась. И в современных войнах войскам приходится переправляться под огневым воздействием.
Согласно существующим формальным канонам ведения боевых действий, считается, что паромные и мостовые переправы будут оборудоваться только в случае, когда противник лишен возможности прицельно обстреливать и бомбить переправу. Однако анализ практики преодоления преград показывает, что так будет далеко не всегда.
Пропуск техники по мосту из материальной части понтонного парка ПМП. Первая половина 1960-х гг. | 220-тонный паром ППС-84. Вид со стороны кормового транца. |