Снегоход (мотосани) НАМИ МС-1, построенный по проекту Б. Шишкина. | |||
Опытный снегоход Ирбитского завода. | |||
|
|||
Легкие связные аэросани НКЛ-34. |
Также не получили распространения санитарный снегоход конструкции НАМИ и снегоход Ирбитского завода, как показавшие неудовлетворительные параметры надежности и проходимости.
Снегоход (мотосани) НАМИ МС-1 был построен по проекту Б. Шишкина по схеме мотасаней изобретателя Куприянова, реализованной в опытном образце еще в 1920-е гг. Из особенностей этих мотосаней можно отметить использование так называемого «движителя Неждановского». Для применения на снежной целине этот движитель являлся теоретически безупречным, однако все попытки его практической реализации неизменно терпели неудачу. Не стал исключением и снегоход НАМИ.
Несколько удачнее сложилась судьба легких связных аэросаней НКЛ-34. Они проектировались в ЦКБ ГСДП (бывшее ОКБ-41) в 1942 г. в рамках реализации научно-производственных тем №9 и №11 плана работ КБ, предусматривавших составление проекта простейших аэросаней по заданию ГАБТУ.
НКЛ-34, как и РФ-7, имели четырехлыжную схему. Однако ведущий конструктор НКЛ-34 Ю.К. Барташевич (одним из первых в отечественной практике) применил на аэросанях торсионную подвеску, что позволило существенно снизить их массу и габариты. Еще одной особенностью аэросаней было расположение мотора в нижней части корпуса и применение ременной передачи к винту, что значительно повысило устойчивость машины. На образце, проходившем испытания на полигоне ГАБТУ, использовались лыжи специальной конструкции, что не исключало при массовой постройке установки на аэросани обычных беговых лыж на 80 кг. К 1944 г. силами КБ были изготовлены пять аэросаней НКЛ-34.
Тип аэросаней |
РФ-7 |
РФ-12 |
НКЛ-34 |
ЗП-1 |
ЗП-2 |
Требования ГАБТУ |
Назначение |
Связные |
Связные |
Связные |
Легкие боевые |
Легкие боевые |
Легкие связные и боевые |
Снаряженный вес, кг |
380 |
380* |
310 |
330 |
420 |
Не более 350 |
Сухой вес, кг |
235 |
176 |
180 |
- |
- |
- |
Экипаж |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Пассажиры |
Нет |
1-2 |
Нет |
Нет |
Нет |
- |
Длина, м |
3,75 |
4 |
3,9 |
3,4 |
3,555 |
- |
Ширина, м |
2,1 |
2,1 |
1,6 |
1,12 |
1,35 |
- |
Высота по винту, м |
2,34 |
2,33 |
1,8 |
1,8 |
1,89 |
- |
База, м |
2 |
2,2* |
2,0 |
1,76 |
2 |
- |
Колея, м |
1,5 |
1,62 |
1,2 |
0,97 |
1,2 |
1,5 |
Клиренс, м |
0,25 |
0,25 |
0,175 |
0,225 |
0,27 |
- |
Двигатель |
М-72 |
М-72 |
М-72 |
М-72 |
М-72 |
- |
Максимальная скорость, км/ч |
- |
50 |
47 |
- |
- |
- |
Радиус поворота, м |
4,5 |
- |
6 |
- |
- |
Не более 7 |
Запас хода |
Не определялся |
- |
5 часов работы мотора |
- |
- |
250 км |
Удельное давление, кг/см2 |
0,4 |
0,34** |
- |
- |
- |
Не свыше 0,45 |
Воздушный винт |
Деревянный |
Деревянный |
Деревянный |
Деревянный |
Деревянный |
- |
Диаметр винта |
- |
- |
1550 |
1050 |
1500 |
- |
Шаг винта |
- |
- |
- |
335 |
1050 |
- |
Вооружение |
Отсутствует |
Отсутствует |
Отсутствует |
Пулемет ДТ |
Пулемет «Брен» |
Пулемет ДТ с боезапасом в 5 магазинов и 3 гранаты |
Бронирование |
Отсутствует |
Отсутствует |
Отсутствует |
Прямой лист 8 мм, наклонный лист 5 мм |
5 мм, лобовой лист 10 мм |
- |
* По лыжам левого борта. ** С пассажиром.