Оглавление

Aerosan2023.jpg Aerosan2024.jpg
Аэросани НКЛ-16-42 входе испытаний летом 1942 г. на колесах.
НКЛ-16-42 на лыжах.

 

Aerosan2025.jpg

В целом испытатели отметили крайне грубое исполнение конструкции и незначительно возросшую по сравнению с моделью 1941 г. массу, что, однако, не являлось принципиальным дефектом. Главным недостатком стала непригодность представленных вариантов вооружения. Особенно много нареканий вызвала установка PC. При стрельбе расчет (в ходе испытаний его заменял матерчатый манекен) поражался раскаленными газами. Конструкцию доработали и ввели металлический колпак. В то же время мягкая подвеска аэросаней и вибрация турельной установки затрудняли ведение стрельбы PC из-за сильного отклонения разрывов по дальности. Вследствие этих и ряда иных недостатков НКЛ-26-42 с новыми системами вооружения не были рекомендованы к серийному производству.

Применительно к обеим машинам военные отметили, что тяга винта по сравнению с моделями 1941 г. не изменилась. Однако в связи со снижением массы НКЛ-16-42 на 124 кг их динамика улучшилась.

В опытные аэросани НКЛ-16-42, поступившие на полигон, были внесены следующие изменения по сравнению с базовой моделью:

  1. Введена дополнительная дверь и два верхних люка, позволяющие производить быструю посадку и высадку людей в аэросани, вести наблюдение за воздухом и управлять колонной аэросаней на марше.
  2. Корпус аэросаней расширен, «что улучшает положение людей внутри машины».
  3. Бензобак из носа аэросаней перенесен в заднюю часть корпуса.
  4. Установлен легкосъемный маслобак, что в зимних условиях упрощает его подогрев и сокращает время, необходимое для запуска мотора.
  5. Смонтирован дополнительный расходный бачок с подачей топлива к карбюратору самотеком.
  6. Ручной насос заменен бензопомпой.
  7. Изменена конструкция сидений — мягкие брезентовые сиденья обеспечивали посадку лицом вперед.
  8. Предусмотрена блокировка задних лыж, позволяющая производить движение с четырьмя либо с двумя управляемыми лыжами.
  9. Дополнительно установлены тахометр, звуковой сигнал, боковое зеркало и световые боковые огни на ограждении.
  10. Ограждение винта выполнено из металлических труб.
  11. Изменена конструкция задней части корпуса: она стала более вытянутой, что дополнительно предохраняло воздушный винт от поломок.
  12. Улучшена конструкция привода газа и опережения зажигания, устраняющая заедания и позднее включение опережения.
  13. Предусмотрена достаточная регулировка наклона амортизаторов, устраняющая езду на кромках лыж.
  14. Упрощена конструкция подмоторной рамы.
Aerosan2026.jpg Aerosan2027.jpg
Аэросани НКЛ-26-42 с турельной установкой пулемета ДТ (слева) и с турельной установкой PC.

Оглавление