Бронепалубный крейсер 1 ранга "Варяг"
Место постройки — завод "Крамп и сыновья", г. Филадельфия, США. Заложен—10.05.1898 г. Спущен — 19.10.99. Укомплектован — 2.01.1901 г. Водоизмещение ном./станд./полн.: 6465/6500/7030 т. Размеры по гр. ватерлин.: 127,9/129,6(макс.) х 16,8 х 5,9. Механизмы: 2 вала, 30 котл. Никлосса, 2 пар. маш. мощн. реальная/проект. 2000/15930 л. с, 23,75 узл. Уголь: 770/1250 т. Дальность: 6100 миль (10), Броня: (ник. сталь) рубка 152, подача 38, палуба 38—76 (скосы). Вооружение: 12—152/45(198), 12—75/50(250), 8—47/43(825), 2—63/19(745), 2— —37/23(1291), 6ТА 381 мм (надв.), 35 мин заграждения, 6—254 мм метат. мин. Экипаж: 21/559 человек.
После неравного боя 27.01.1904 г. на рейде Чемульпо с японской эскадрой (1 бр. кр., 1 легк. кр. с бр. поясом, 4 легк. кр., 1 всп. кр. и 8 мин) затоплен своей командой на месте якорной стоянки.
В августе 1905 года поднят японцами и отремонтирован в Иосуке. Введен в состав японского флота под именем "Соя" в качестве учебного корабля. Сняты с мачт марсовые и прожекторные площадки, а также бортовые 75-мм и все 47- и 37-мм орудия.
В марте 1916 года выкуплен Россией для усиления ФСЛО. В результате ремонтных работ 6-дм. орудия на баке и на юте переставлены в диаметральную плоскость и на орудиях установлены укороченные щиты для наводчиков. После прихода на Север, в феврале отправлен на ремонт в Англию. В середине 1917 года захвачен англичанами. Служил в английском флоте в качестве угольщика. В 1920 году продан на слом. При транспортировке на слом сел на камни, где и был окончательно разобран в 1925 году.
Артиллерийский крейсер "Варяг" (пр. 68-бис)
Место постройки — Объединение "Балтийский завод" (№ 189), г. Ленинград. Заводской номер — 460. Заложен — октябрь 1952 г. Спущен — октябрь 1954 г. Зачислен в списки флота — Пр. МО № 10—МО от 5.02.1954. Водоизмещение ст./норм./полн.: 13600/15120/16640 т. Размеры при норм, водоизм.: 205 х 21,2 х 6,9. Механизмы: 2 вала, 2 ТЗА типа ТВ-7, мощн. 118100 л. с, 32 узл. 6 верт. водотр. котла типа КВ-68. Топливо: 3800 т. Дальность: 2700 миль (32), 5000 миль (20), 8700 миль (18). Броня: ватерлиния—100/120, рубка — 120, башни — 150, палуба — 25—70. Вооружение: 4x3—152/57 (МК-5бис), 6x2—100/70 (СМ-5-1бис), 16x2—37/67 (В-11), 2 х 5—533 мм ТА (ПТА-53-68бис), 100 мин заграждения. Автономность: 30 суток. Экипаж: 1050 человек.
С 1956 года строительство крейсера было приостановлено, а спустя два года в соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР прекращено. Впоследствии крейсер, имеющий около 80% готовности, был разобран на металл.