Оглавление

Недовольство в германском флоте тем, что Ингеноль упустил благоприятный случай вследствие своей чрезмерной осторожности, объясняющейся приказами кайзера, побудившими его повернуть, возрастало по получении информации о движении англичан. Гросс-адмирал Тирпиц, популярнейший в Германии моряк, писал: «... Ингеноль держал судьбу Германии в своих руках, я горю негодованием, когда думаю об этом...» Ну, в данном случае Тирпиц несколько преувеличил.

Все корабли немцы не утопили бы, часть ушла, но у англичан и без этих дредноутов оставалось еще предостаточно сверхдредноутов. А линейные крейсера обладали таким преимуществом в скорости перед немецкими дредноутами, что смогли бы уйти без особого труда.

Джеллико перепугался задним числом, когда узнал обо всем этом. Больше за всю войну он не выпускал Гранд Флит по частям. Только полностью и обязательно за Битти.

Но тут следует сделать отступление, объяснить, почему англичане не узнавали заранее о выходе немецких крупных сил, а только тогда, когда те уже находились в море, и в результате Битти регулярно опаздывал защитить свое побережье.

Дело тут вот в чем. Англичане могли узнать о немцах только в том случае, если те пользовались радио. А Хиппер как раз и не пользовался, отчего и оставался не опознанным британцами. Не пользовался он потому, что ему это не было нужно. Эскадры Битти и Джеллико стояли в разных местах, отделенных друг от друга двумя сотнями миль. Операции рассматривались ими как разные, хотя и тесно связанные. Что касается немцев, то у них все было иначе. Их крупные корабли стояли рядом в Вильгельмсхафене. Хиппер мог встретиться с Ингенолем уже через 20 минут. Их совместный выход в море рассматривался и разрабатывался как одна операция: в свое время Хиппер выходил к берегам Англии, в свое время извещал об окончании операции и возвращении к месту рандеву, находившемуся не далее ста миль от Гельголанда; там его уже поджидал Ингеноль. Ни о чем им в море переговариваться не надо было. Ингеноль ждал Хиппера либо одного, либо с Битти на хвосте, ради чего он и выходил в море. Но ждал молча!..

Но почему именно в ста милях? Не ста двадцати и не девяноста? А потому, что если Николай Второй запрещал своим дредноутам выходить самостоятельно из Финского залива, то Вильгельм Второй запрещал своим дредноутам выходить дальше ста миль. А Ингеноль, типичнейший чиновник, и думать не смел проявить инициативу, двинуться дальше. Вот и упустил он победу.

Битти, потрясенный собственной неудачей, многими жертвами немецкого нападения, громогласно заявил, что ни о каких фланговых обходах больше думать не будет. Будет бить Хиппера не в ухо, а в лоб! Что? У него скорость такая же, как у меня? Ну, это там будет видно, догоню его или нет. Буду бить в лоб. Только в лоб.

И обещание свое сдержал в бою при Доггер-банке. Это был первый в истории бой дредноутов, поэтому на нем следует остановиться чуть подробнее. Известно высказывание Наполеона, что «всякие повторения на войне гибельны». Выйдя с вечера 10 января, Хиппер утром 11 подошел к берегам Англии, и тут был встречен Битти. Британское Адмиралтейство на этот раз правильно разгадало многочисленные немецкие сообщения о передвижении мелких судов, в частности, тральщиков. Догадалось, что сообщение «в квадрате №... мин нет—позывные». А для кого предназначено? Уж не для Хиппера ли? Вот Битти и вышел на всякий случай.

Хиппер наткнулся на Битти, теперь ему бы отступить и навести Битти на свои главные силы. Но тут случилось невероятное: Ингеноль в море не вышел... Как? Почему? Что случилось? Невероятно, но факт. А с Хиппером был «Блюхер», который дредноутам совсем не пара. Объяснения Ингеноля даны ниже.

Немцы стали полным ходом уходить, англичане их преследовать. Положение Хиппера выглядело совершенно безнадежным, но тут выяснилось, что «Блюхер» все-таки не обладает скоростью линейных крейсеров: обстоятельство вообще-то немцам известное, но как-то пренебрегавшееся ими, ведь выходил он уже дважды, и ничего, обошлось. Спасла немцев случайность. «Лайон» оказался на некоторое время под сосредоточенным огнем трех немецких кораблей, получил 12 попаданий тяжелыми снарядами и вышел из строя. Но Битти не передал командование другому флагману Муру, а попытался командовать сам. Радиостанции его были уничтожены, мачты повреждены. Битти приказал поднять флажный сигнал «преследовать неприятеля по...» (дано направление), который был поднят на трубах. Но пока набирали и поднимали сигнал в совершенно неподготовленном для этого месте, обстановка изменилась: Хиппер изменил курс; по курсу, указанному Битти, находился только уже очень сильно поврежденный «Блюхер», получивший к тому же несколько попаданий торпедами. Британская эскадра занялась погибавшим броненосным крейсером, упустив основную добычу — три линейных крейсера противника.

Оглавление