Оглавление

Серия UC-III

После некоторого перерыва в постройке подводных заградителей командование флотом вновь в 1917 году потребовало постройку их в большем количестве. Отделом Инспекции было принято решение приступить к постройке заградителей так называемого типа UC-III, учитывая опыт предыдущих типов и их недостатки. По существу тип UC-III отличался от UC-II только своим внешним видом. Внутреннее устройство осталось таким же. Основное отличие UC-III от UC-II заключалось в том, что возвышенный бак образовывал плавный переход к орудийной платформе, а само орудие (калибром 105 мм) подняли несколько выше. Расположенные вне прочного корпуса торпедные аппараты, из-за установки которых в носовой части типа UC-II образовывалось много брызг, перенесли настолько в корму, что выходные отверстия находились у рубки. Возникшее сомнение, что это компромиссное решение не решит задачи, оправдалось. Уже при проектировании лодки конструкторы испытывали ряд затруднений при размещении торпедных аппаратов, которые пришлось поставить для нормального выхода торпед не параллельно, а под углом к диаметральной плоскости. Это привело к образованию невыгодных обводов для подводного хода. Новая форма бака, куда вошла теперь и орудийная платформа, увеличила подводное водоизмещение, а трубы торпедных аппаратов — площадь подводного миделевого сечения. Результатом всего было понижение подводной скорости с 7,2 до 6,5 узлов, несмотря на более мощную электромоторную установку. Новое положение торпедных аппаратов, устранив недостатки типа UC-II — попадание брызг на мостик и орудийную платформу, — повлекло за собой другие. При ветре в 4 балла видимость лодки во время хода сильно увеличилась благодаря буруну, образующемуся у наружных крышек торпедных аппаратов и идущему в виде белой полосы вдоль борта.

Надо сказать, что и в другом отношении тип UC-III не оправдал возлагавшихся на него надежд. Усилившаяся охрана союзниками берегов и проливов от нападения германских подводных лодок ставила все более и более повышенные требования к скорости погружения последних. Расчетная скорость заполнения балластных цистерн лодок типа UC-III равнялась 20 секундам — на 10 секунд меньше, чем у типа UC-II. Эта скорость была действительно выдержана, но общее время погружения осталось прежним, т. с. 45—50 секунд, так как выигрыш в скорости заполнения балластных цистерн был потерян из-за большего времени заполнения всего надстроечного пространства. Надводные качества этих лодок: скорость, остойчивость и мореходность — несмотря на увеличение водоизмещения с 420 до 480 тонн, остались приблизительно те же, что и у типа UC-II, подводные же — скорость и остойчивость — несколько понизились. С последними двумя обстоятельствами можно было легко примириться ввиду того, что для заградителя подводная скорость имеет меньшее значение, чем для обычной торпедной лодки, а остойчивость была вполне достаточна для управления лодкой под водой. Подводный радиус действия, благодаря увеличению емкости аккумуляторной батареи, остался без изменения. До окончания войны успели заложить 113 лодок этого типа (номера UC-80 — UC-192), но в строй вступили только 6 единиц. Этим типом заканчивался класс подводных заградителей прибрежного действия с запасом мин вне прочного корпуса.

GerSS1WW063.jpg

Теоретический чертеж корпуса полуторакорпусных подводных лодок типа UC-1I1.

Оглавление