Оглавление

Как уже упоминалось, в каждой стране по-разному пришли к пониманию причины взрывов на кораблях. Например, французы установили, что ускоренное разложение и самовозгорание их метательного пороха, известного под названием «Порох В», было вызвано применением в качестве стабилизатора 8-процентного раствора амилового спирта. При этом стабилизатор вместо сдерживания процесса разложения пороха, наоборот, значительно ускорял его, приводя в конечном итоге к возгоранию. Британское адмиралтейство после гибели ряда своих, а также союзных боевых кораблей, также предприняло серию интенсивных исследований в области производства и проверки метательных порохов. Это было уже в 1917 году, работы были начаты под впечатлением гибели броненосного крейсера «Natal». Особенно общественность была потрясена ужасной гибелью не только 405 членов экипажа, но и большого числа женщин и детей, прибывших к морякам в гости. Адмиралтейство предприняло тщательную проверку всех фаз изготовления пороха в Великобритании. Результаты проверки, к ужасу проверявших, оказались устрашающими: было обнаружено, что большинство имевшегося в указанное время на борту кораблей крупнейшего из флотов мира запаса кордита было угрожающе нестойким. Комиссия нашла также, что в военное время отмечались многочисленные факты использования для изготовления пороха материалов низкого качества. Тотчас же была начата реализация того, что сегодня бы назвали «аварийной программой». Немедленно приступили к замене всех сомнительных порохов, имевшихся на кораблях. Однако до завершения этих экстренных мер англичане потеряли еще один линейный корабль «Vanguard». 8 июля 1917 года линкор находился на якорной стоянке в Скапа-Флоу в линии боевых кораблей. Около 23 часов 30 минут в носовой части, в районе расположения погребов боезапаса, произошел сильный взрыв, взметнувший над кораблем столб пламени и дыма. Вся носовая часть палубы оказалась развороченной. Падавшими обломками были нанесены повреждения стоявшим рядом кораблям. Погружаясь носовой оконечностью, линкор быстро затонул на глубине 34 метра. В результате этой катастрофы из 670 членов экипажа спаслось только двое [1,7,8].

Итак, причины гибели кораблей британского флота стали известны. Если же вспомнить, что японцы применяли на своих кораблях английский кордит (порох на двойной основе), позволявший достигать при стрельбе из орудий большой скорости снаряда у среза ствола, то нетрудно догадаться, почему гибли от внутренние взрывов корабли Страны Восходящего Солнца. Стойкость кордита обеспечивалась, как считалось, хлоридом ртути. Позднее, однако, обнаружилось, что это стабилизатор маскировал истинное состояние пороха, скрывая от визуального обнаружения начавшийся процесс разложения. Как уже упоминалось, исследования в разных странах шли практически независимо, и потребовалось немало времени, чтобы ученые смогли приобрести опыт предотвращения описанных катастроф.

Характерным является опыт итальянской комиссии по расследованию причин гибели линейных кораблей «Benedetto Brin» и «Leonardo da Vinci».Так был сделан официальный вывод о том что пожары в пороховых погребах кораблей явились следствием самовозгорания бриссолита - чрезвычайно импульсивного пороха. Пока шло следствие, общественность обвиняла военных в потере бдительности, благодаря чему якобы австрийские диверсанты и взорвали итальянские корабли. Итальянская контрразведка предприняла соответствующие шаги по поиску доказательств этой версии, однако убедительно ничего доказать не удалось. В одном случае в осуществлении диверсии обвинили германскую агентурную сеть, которую возглавлял якобы один из работников гардероба папской канцелярии в Риме, в другом случае оба корабля как будто бы были взорваны группой, действовавшей под прикрытием генерального консульства Австро-Венгрии в Цюрихе. Причину столь резких колебаний и поворота хода расследований следует искать в том, что итальянское командование пыталось скрыть первоначальные выводы комиссии на фоне неудачных для Италии боевых действий на суше и на море. И до настоящего времени современная итальянская военно-морская литература не признает гибель указанных кораблей в результате диверсии, хотя такая возможность полностью не исключается [1,12].

Большие потери флотов от внутренних взрывов в ходе первой мировой войны, как уже отмечалось, сопровождались почти всегда «шпионской лихорадкой», поиском предателем диверсантов даже там, где их в действительной та и не было. Например, когда японцы расследовали причины гибели своего броненосного крейсера «Tsukuba», полагая вначале, что пожар и взрыв в пороховом погребе произошли из-за короткого замыкания электропроводки в артиллерийском погребе носовой башни, русский военно-морской атташе продолжал настаивать на том, что, по его мнению, катастрофа с кораблем является результатом диверсии, всячески убеждая японское командование в правоте своей точки зрения [1].

Оглавление