Оглавление  

Было приказано двигаться к берегу, но не в порт. Капитан "Бельграно" и командующий группой Эктор Бонсо подчеркивает: "Мы направились в сторону материка, но не возвращались в порт, а меняли позицию, ожидая дальнейших приказаний". Но аргентинцы не знали, что британская атомная подлодка "Конкерор" следит за каждым движением "Бельграно". Эта подлодка уже вечером 30 апреля установила контакт с аргентинскими кораблями с помощью сонара большого радиуса действия еще до того, как они начали движение на восток. На следующий день был установлен визуальный перископный контакт, и лодка без труда следовала за группой до крайней восточной точки, а после изменения ее курса — в обратном направлении, пройдя всего 500 морских миль. "Конкерор" мог провести торпедную атаку в любое время, но британское правительство еще не хотело атаковать корабли за пределами запретзоны, объявленной десять дней тому назад, и капитану "Конкерора" было разрешено атаковать цель только в том случае, если она войдет в зону. Теперь важно выяснить, что знали англичане о различных группах аргентинских кораблей ко 2 мая и каких передвижений противника они могли ожидать. Курс группы "Бельграно" постоянно сообщал "Конкерор", она двигалась на запад со средней скоростью. Но британцы не подозревали, что главные силы на севере также отходят. Последний контакт с авианосной группой был установлен электронным устройством самолета "Си Харриер" вечером 1 мая, когда авианосная группа была всего в 150 морских милях от британских оперативных сил. Контр-адмирал Вудворт весь день 2 мая ожидал нападения, но его не последовало. Нужно было подумать о будущем. Аргентинские корабли, как авианосная группа, так и ударная группа надводных сил в составе трех фрегатов, очевидно, находились севернее, ночью они могли приблизиться и занять позицию для атаки на следующий день. Если группа "Бельграно" подойдет с юга по мелководью 200-мильной банки Бервуд, "Конкерор" не сможет следовать за ней или потеряет контакт с двумя кораблями из трех, если эта группа разделится. "Бельграно" — старый корабль, но у него пятнадцать 6-дюймовых орудий, а два эсминца вооружены ракетами "Экзосет" с радиусом действия более двадцати миль. Поэтому грядущий день грозил контр-адмиралу Вудворту большими опасностями, если нападение будет предпринято и с севера, и с юга. Он решил просить Лондон об изменении правил по применению подлодок и о разрешении атаковать цель за пределами запретной зоны, осуществляя политику по отношению к Аргентине, провозглашенную 23 апреля. С созывом чрезвычайного заседания британского военного кабинета произошла задержка — было воскресенье. Но во второй половине дня командир "Конкерора" получил новые правила. Они не касались исключительно "Бельграно", любое аргентинское судно могло быть атаковано за пределами зоны, но группа "Бельграно" была единственной, с которой британская подлодка имела контакт в это время.

В 3 часа 57 минут пополудни 2 мая "Конкерор" выпустил три торпеды по "Бельграно". Это были старые торпеды "Марка 8", относительно несложное оружие, но с зарядом большого веса. Капитан "Конкерора" выбрал их потому, что знал: у "Бельграно" имеется броневой пояс почти по всей длине бортов толщиной 6 дюймов, даже торпеда "Марка 8" могла и не пробить его. Торпеды были выпущены веером в расчете, что одна или две из них поразят цель. Дистанция была очень небольшой, всего 1400 ярдов, рекомендованный инструкцией оптимум для атаки. В цель попали две торпеды. "Бельграно" представлял собой удобную мишень, крейсер шел прямым курсом, не делая зигзага, со скоростью около 10 узлов. Оба эсминца шли севернее, по другую сторону крейсера с позиции подлодки. Они шли зигзагами, расстояние от них до подлодки колебалось от 7 до 10 тысяч ярдов. Погодные условия были обычными, волнение 3—4 балла, но постоянно они ухудшались. Короткий светлый период в этих южных широтах подходил к концу. Экипаж крейсера насчитывал 1093 человека, он был увеличен по сравнению с довоенным (792 человека). Только 30% экипажа были профессиональные моряки, большая часть его пришла на корабль в феврале, а взятые сверх довоенной нормы пробыли на борту меньше месяца. Но крейсер не был перегружен, он мог принять еще 200 человек, и то что в экипаже было много новичков совсем не главная причина тяжелых потерь.

Оглавление