Оглавление

BullivRu004.jpg

Фальшборт с кнехтами и клюзами.

Установка всего сетевого заграждения требовала участия большого количества людей. Для установки шестов их приходилось спускать на палубу, а затем на ноки грота рея заводились нок-гордени (тали), на которых они и спускались в воду. Буксируемый шлюпкой шест шпором подводили к соответствующим обухам, после чего, приподнимая их, вставляли в штыри.

После этого также при помощи шлюпок каждый шест оснащали брасами и топенантами, а затем их обтягивали.

Одновременно у вант вооружался 152-мм перлинь с блоками. Топенант носового выстрела проходил через блок в эзельгофте бушприта.

Из-за того, что 1 и 2 шестами являлись запасные марса — лисель-спирты, они крепились на баке. К их нокам привязывались блоки для брасов носового выстрела и блок для гитовов.

Когда все шесты были установлены нормально к борту, со шлюпок между ними начинали крепление цепных шкентелей длиной 1,5 м. Шкентели крепились за огоны, введенные в брасы. За другие концы шкентелей скобками крепились верхние цепочки сетей.

Следующим этапом являлась установка сетей. Сети, скрученные и связанные по окружности тонкими пеньковыми концами, укладывались на палубу длинными рулонами и соединялись между собой скобками по пять штук. Каждую такую полосу подавали на шлюпку и, начиная с кормовых шестов, принайтовывали за верхние сетевые цепочки к цепным шкентелям. Так по порядку подавались и крепились все сети каждого борта вплоть до носового шеста.

После крепления сетей в отмеченные нижние кольца продевали гитовы.

Когда все было подготовлено, по команде вахтенного офицера со шлюпок разрезали связывающие сеть в рулоны концы, и она, распускаясь, становилась в боевое положение.

Уборка всей этой системы производилась в обратном порядке. После уборки шесты хранились на рострах, а сети частью в различных внутренних помещениях, частью на кожухах между дымовыми трубами. Принадлежности такелажа хранились в боцманских кладовых.

СТАЦИОНАРНОЕ СЕТЕВОЕ ЗАГРАЖДЕНИЕ С НАКЛОННЫМ РАСПОЛОЖЕНИЕМ ШЕСТОВ

Подобная система применялась лишь с некоторыми усовершенствованиями на многих кораблях I ранга, включая и дредноуты. Для каждого корабля различие состояло в количестве шестов и сетей, что зависело от длины корпуса. Имелось два вида уборки шестов с наклоном вперед или назад.

Шесты состояли из стальных труб со средней длиной от оси вращения до нока 6 м. Незначительное отступление от этой длины было почти на каждом корабле, что вызывалось местными условиями. Шесты имели наружный диаметр 152 мм. На нок из каждого шеста надевались по два бугеля шириной 115 мм каждый. Бугели крепились к шесту восемью заклепками. На крайнем к ноку бугелю имелось два обуха: верхний и нижний. Верхний служил для боевого топенанта, в нижний закладывали соединительные скобы стальных лееров, соединяющих ноки шестов между собой, которые служили для подвески сетей.

Оглавление