Оглавление

Очередные штаты российского флота, утвержденные в январе 1798 г., предусматривали для Черного моря линейный флот в составе трех 100-пушечных кораблей, девяти 74-пушечных и трех резервных 66-пушечных [17]. В соответствии с этим в январе 1799 г. последовал правительственный указ о построении «в черноморских портах» одного корабля 100-пушечного ранга и одного 66-пушечного [14]. Новый флагманский корабль намечалось строить по тем же чертежам, что и балтийские корабли данного ранга [14]. По проекту корабль должен был иметь три батарейные палубы; ют не предусматривался так же, как и размещение орудий на баке. Расчеты, выполненные херсонскими корабельными мастерами М.И. Суравцовым и В.И. Потаповым, показали, что осадка корабля после спуска будет не более пяти метров, и тем самым подтвердили возможность постройки столь большого судна на этой верфи. Корабль, заложенный 6 декабря 1799 г., спустя две недели получил название «Ягудиил» [14].

Весной 1800 г. Государственная адмиралтейств-коллегия вновь вернулась к проекту «Ягудиил» и сочла необходимым увеличить число орудий на нем. Последовала резолюция вице-президента коллегии Г.Г. Кушелева: «Шканцы продолжить за грот-мачту, равно как и бак прибавить, что умножит пушек числом десять и будет корабль 110-пушечный» [3]. Внесенные в проект изменения позволили дополнительно разместить восемь орудий на шканцах и два на баке. В дальнейшем, правда, оказалось, что продление шканцев, выполненное без достаточного учета проводки гротового бегучего такелажа, затруднило действие с ним [3]. По этой причине вице-адмирал П.В. Пустошкин, в эскадре которого в кампанию 1801 г. числился «Ягудиил», ходатайствовал об укорочении шканцев до грот-мачты.

Однако главное затруднение возникло при проектировании рангоута для «Ягудиила». В рассматриваемый период продолжали еще действовать положения по определению размеров элементов рангоута линейных кораблей, принятые в 1777 г. [18], хотя специальной комиссией по изменению корабельных штатов, учрежденной в 1799 г., уже был внесен в числе прочих ряд предложений по улучшению рангоута линейных кораблей [19]. Увеличение размеров и совершенствование конструкции кораблей на протяжении рассматриваемого периода постепенно привело к тому, что действующая система расчета рангоута перестала соответствовать изменившимся корпусам. Уместно отметить, что еще в 1787 г. херсонский мачтовый мастер Гаврилов, исходя из опыта похода черноморской эскадры к Варне, когда практически все корабли и фрегаты, за исключением одного, потеряли в шторм мачты, предлагал укоротить их для 66-пушечных кораблей на 1,8 м [3]. Несоответствие длины мачт увеличенной высоте надводной части корпусов 74-пушечных кораблей со сплошной верхней палубой отмечалось и комиссией, занимавшейся исследованием их остойчивости. Однако у «Ягудиила» это несоответствие проявилось особенно резко в связи с наличием третьей батарейной палубы, тогда как система расчета рангоута 1777 г. предназначалась для двухдечных кораблей.

Оглавление