Несмотря на то, что МТК традиционно объявил конкурс между пятью иностранными заводами для изготовления главных механизмов, Управляющий Морским министерством приказал все же, невзирая на большую загруженность заказами, строить их в России, на Балтийском заводе. Весной 1889 года завод приступил к изготовлению двух трехцилиндровых машин со всеми вспомогательными механизмами броненосца. [1]
Весь 1889 год интенсивно набирали корпус, а к концу года в Николаев из Англии доставили более 700 т брони. В начале 1890 года началась подготовка корпуса к спуску в бассейн реки Ингул. Спусковое устройство изготовили по чертежам спускового устройства спущенного за пять лет до этого броненосца «Екатерина II». В мае готовность корабля составила 46,3%, и начались работы по сборке верхнего каземата. К тому времени на заводе «Камель и К°», изготовившем более 60% плит, начались перебои. Давний поставщик брони для русского флота впервые, из-за заказа огромного количества плит для строившихся броненосцев типа «Роял Соверин», не смог выдержать такого темпа работ, что сказалось на качестве нескольких плит, которые забраковал наблюдающий за их изготовлением инженер-механик Гуго-Крюйс. Летом Балтийский завод изготовил и испытал все 12 котлов броненосца, и после установки всех забортных частей механизмов корабль, готовый к спуску, освидетельствовала специальная комиссия, заключившая, что «...корпус построен правильно, прочно, чисто и согласно спецификации и чертежей». Спуск броненосца на воду состоялся 1-го сентября 1890 года. По отнятии от борта спусковых полозьев средняя осадка корабля составила 4,21 м, что соответствовало весу корпуса 2999,4 т. [1]
После спуска Николаевскому адмиралтейству предстояло окончить достройку самого корпуса, установить механизмы, якорные и рулевые устройства, доставленную броню, шлюпбалки и плавсредства. На все эти работы (пропуск в тексте, прим. ВВС) мов, на которых недогруженный броненосец развил скорость 17,25 узла. Официальные сдаточные испытания состоялись после докования, 9 октября 1892 года. На корабле к тому времени установили барбетные установки с 305-мм орудиями, оставшиеся 60 плит бортовой и 20 барбетной брони, разобрали оказавшуюся нецелесообразной крышу боевого марса. На шестичасовом испытании в районе Качи при водоизмещении 8118 т, осадке 7,77 м, давлении в котлах 8,6 атм., мощности машин 7246 л.с. корабль развил скорость 14,73 узла. Несмотря на то, что ограничились лишь 80 об/мин, комиссия отметила, что механизмы легко могут развить проектную мощность. Испытания 9 октября признали окончательными и механизмы приняли в «казну» даже несмотря на то, что оказались несовершенными гребные винты из-за неправильного их расчета, что вызвало большие напряжения на лопасти и трение в упорных подшипниках. [1] 5 июня 1893 года «Двенадцать Апостолов» под флагом командующего практической эскадры контр-адмирала И.М. Дикова начал свою первую кампанию. На корабле начались всесторонние испытания по специально составленному в МТК для кораблей первого и второго рангов обширному плану, по которому на Балтике уже испытывали крейсер «Память Азова», включавшему в себя комплексную проверку всех боевых элементов корабля с артиллерийскими и торпедными стрельбами. После испытаний на корабле для усиления тяги в котлах и меньшего задымления марсовой площадки на 3,8 м удлинили дымовые трубы. [1]