По проекту весовые нагрузки распределялись следующим образом: на корпус с броневой палубой, броневыми решетками дымовых труб и вспомогательными котлами и механизмами из общего водоизмещения 8076 т приходилось 3144,3 т (39%), броню с подкладкой из лиственницы — 2180,1 т (27%), артиллерию — 569,7 т (7%), машины с котлами — 1212 т (15%), угля на трое суток — 480,6 т (6%), минное вооружение с сетями — 85 т (1%), якоря с цепями — 103,8 т (1,3%), питьевую воду — 52,38 т (0,7%), провизию и шхиперские запасы — 124,52 т (1,6%), гребные и паровые суда — 44,74 (0,5%), команду и багаж — 79 т (1%). [1]. 31 октября 1887 года Морское министерство заключило контракт с Николаевским адмиралтейством на постройку броненосца, согласно которому начало строительства определялось немедленно со дня подписания контракта, прием корпуса комиссией перед спуском и спуск на воду к 1 марта 1890 года, а окончание постройки и сдача его в «казну» не позднее 1 октября 1891 года [1].
Строителем броненосца от Морского министерства назначили подпоручика корпуса корабельных инженеров С.К. Ратника, молодого и талантливого инженера, впоследствии много сделавшего в судостроении и с 1893 по 1905 г.г. исполнявшего обязанности начальника Балтийского завода.
Подробное ознакомившись со спецификацией, учитывая опыт строительства броненосцев типа «Екатерина II», С.К. Ратник предложил улучшить конструкцию корпуса, усилив крепления всех водонепроницаемых переборок и изменив расположение котлов для сокращения трех дымовых труб до одной [1]. Рассмотрев 7 декабря 1887 года оба предложения С.К. Ратника, МТК утвердил, сократив число дымовых труб до двух.
В ноябре 1887 года специально для нового броненосца у эллинга №7, где затем происходила сборка корпуса, построили новый плаз, и по мере доставки с Брянского завода в Николаев необходимого металла лишь 24 февраля 1888 года адмиралтейство приступило к изготовлению его составных частей.
К августу корпус вырос до нижнего броневого шельфа, после чего вплотную приступили к сборке рубашки под броню пояса по ватерлинии. В начале сентября МТК счел возможным усилить пояс до 356 мм на протяжении машин . и котлов, а вызванную этим перегрузку в 75 т компенсировать за счет числа снарядов и допустимым облегчением связей корпуса. Но изменения в проекте в процессе строительства этим не ограничились. Так 28 декабря 1888 года на заседании МТК приняли новые улучшения: увеличили погибь бимсов батарейной палубы; передвинули носовую орудийную установку на 2,43 м в корму для уничтожения предполагаемого дифферента на нос; для облегчения корпуса набор легкого небронированного борта сделали лишь из 144-мм угольников, убрав все промежуточные стойки. На этом же заседании утвердили чертежи спроектированной на Петербургском Металлическом заводе одноорудийной барбетной установки с «змеевидным» прибойником и составленные строителем корабля чертежи водоотливной системы. Позже, по примеру броненосца «Георгий Победоносец», на спардеке не стали размещать 11,2 м — минные катера с их П-образными балками, а с изменением вооружения уменьшили длину до 15,2 м верхнего 127-мм каземата.
Не следует относить постоянно меняемые конструктивные решения в процессе строительства всех первых русских эскадренных броненосцев к просчетам МТК или недоработкам строителей. Это обуславливалось в первую очередь быстрым прогрессом в артиллерии и объективными предпосылками в улучшении боевой мощи кораблей. В большей степени это касалось состава артиллерийского вооружения и бронирования. Так на требования Управляющего Морским министерством об усилении артиллерии Э.В. Гуляев представил в МТК еще семь вариантов, в которые входили такие разнообразные композиции, как установка четырех 305-мм или 280-мм орудий в двух бронированных башнях, трех 305-мм, из которых два в носовой и одно в кормовой барбетных установках. Калибр артиллерии в каземате колебался от 120 до 229-мм, а общее число орудий с четырех до шести. Малокалиберная артиллерия первоначально состояла из шестнадцати орудий четырех калибров, позже — двадцати одного орудия трех калибров. Окончательное вооружение броненосца составило: четыре тридцатипятикалиберных 305-мм орудия по два в носовой и кормовой барбетных установках, четыре тридцатикалиберных 152-мм орудия в верхнем каземате, двенадцать 47-мм, и четырнадцать 37-мм одноствольных пушек Гочкинса и две 63,5 десантные пушки Барановского [3].