Оглавление

Тормоз отказа (компрессор) был механический системы Армстронга. Он состоял из 6 железных компрессорных струн, прикрепленных к передним и задним связным листам платформы. В промежутки между струнами входили компрессорные доски, прикрепленные к донному листу станка. С помощью системы муфт и кулаков регулировали величину силы трения между компрессорными досками и струнами. Таким образом, после выстрела кинетическая энергия откатной части переходила в работу сил трения и в потенциальную энергию на подъем центра тяжести откатной части по платформе.

Накат происходил путем самонакатывания. Если же самонакатывание не происходило, то станок придвигали вручную с помощью цепей. Подъемный механизм вертикального наведения имел две зубчатые дуги, прикрепленные с обеих сторон к казенной части орудия. Поворот станка производился вращением двух рукояток, связанных с поворотным валом, помещенным под платформой, который соединялся с ходовой шестерней, сцепленной с зубцами погона.

На вооружении состояло несколько образцов (чертежей, по тогдашней терминологии) станков Пестича, которые различались размерами и устройством отдельных деталей.

Первый железный станок Пестича был испытан в 1880 г. В 1881 г. восемь таких станков были изготовлены Обуховским сталелитейным заводом для 6"/28 пушек корвета «Витязь» («Скобелев»). Но на испытаниях станков произошло несколько поломок, и Морской технический комитет решил поместить на эти станки 6" пушки обр. 1867 г.

В 1882 г. на ОСЗ был изготовлен станок Пестича нового чертежа. Испытания его также выявили ряд неисправностей, но за отсутствием лучшего 6 таких станков с 6"/28 пушками были установлены на крейсере «Ярославль» («П. Меркурия»).

В 1884 г. Петербургский Металлический завод изготовил 14 станков нового «чертежа» для 6"/28 пушек крейсера «Дмитрий Донской».

Затем Пестичем был спроектирован другой станок со струнным компрессором для 6"/28 пушек. Обуховский завод изготовил 10 таких станков для 6"/35 мм орудий крейсера «Адмирал Нахимов», но на контрольных испытаниях станок был поврежден, и эти 10 станков были отправлены на крейсер «Минин» и клипера под 6"/28 пушки.

Естественно, струнные (механические) компрессоры снижали скорострельность и были чрезвычайно ненадежны и неудобны. Кроме того, при каждом изменении снаряда приходилось производить регулировку компрессора. И, забегая вперед, скажем, что в 1890 г. Пестич заменил на одном из своих 6"/28 станков струнный компрессор гидравлическим. Цилиндр компрессора был помещен между платформенными брусьями и прикреплен к платформе, а шток цилиндра был связан шарниром с донной доской станка. На испытаниях длина отката такого станка составила 810 мм. К 1892 г. 6"/28 станки Пестича с гидравлическими компрессорами были установлены на нескольких судах.

Опытный образец 6"/28 станка Попова был изготовлен на Обуховском заводе в 1882 г. Он не полностью соответствовал заданию, тем не менее 12 таких станков были установлены на крейсере «Владимир Мономах». Станки в основном были подобными станкам Пестича. Главные отличия станка Попова заключались в следующем. Он имел коробчатые станины и наружный механический компрессор системы Скотта.

При откате станок скользил по станинам поворотной рамы, а при накате становился на роульсы.

Станки системы Амельфина представляли собой переделанные старые станки от 8" пушек. Они стояли на «Первенце», «Крейсере» и «Минине».3

4. Станки «третьего поколения»

6"/35 орудиями вооружались броненосцы: «Синоп», «Чесма», «Екатерина II», «Георгий Победоносец», «12 Апостолов», «Николай I» и «Наварин», крейсера: «Адмирал Нахимов», «Память Азова» и «Адмирал Корнилов», а также мореходные канонерские лодки.

Орудия устанавливались как на бортовых станках системы Дуброва и системы Креля, так и на станках на центральном штыре системы Дуброва.

Рассмотрим бортовой станок системы Дуброва на переднем штыре.


3 — Артиллерия на крейсерах менялась, так к 1902 г. на «Мономахе», «Донском» и «Минине» стояли уже 6"/45 пушки на станках Кане.

Оглавление