Оглавление 

Что же ждало охотских промышленников, если бы они все-таки дошли до Гавайского берега? Ничего хорошего. По крайней мере, в отчизну вернулись бы не скоро, а груз и судно, скорее всего, потеряли бы... Этому есть примеры: в 1815 году на Гавайях потерпел крушение русский корабль «Беринг». Экипаж, к счастью, спасся и нашел себе убежище на одном из британских шлюпов. Однако король Гавайев Томари завладел всем промысловым грузом, выброшенным на берег при крушении «Беринга». Знаменитый Правитель Русско-Американский Компании Баранов долго вел с королем переговоры по поводу возврата кожи и пушнины и проч. Поначалу Томари отвечал, что, все выброшенное на его землю принадлежит ему, но после смилостивился и согласился вернуть россиянам часть спасенного груза. Правда, как сообщалось в письме, «за исключением некоторых особо ценных для короля вещей»38, которые Томари обязывался заменить сандаловым деревом...

Что и говорить: очень вовремя экипаж: «Зосимы» отслужил соловецким старцам молебен и вверил свою судьбу высшим силам, которые предстали отчаявшимся мореходам в виде Борея. Именно крепкий устойчивый ветер, дующий с юга, вырвал «Зосиму» из пышущих лап Полинезии...

Дальнейшая судьба маленького русского судна, осененного именами беломорских чудотворцев, теряется в летописи Русской Америки. Дошло ли оно благополучно до родного Охотска? Или же никогда не вернулось в Россию, продолжая служить на Аляске, которую только начали осваивать наши промышленники? Или потерпело крушение где-нибудь у Командорских или Алеутских островов, как нередко случалось? Кто знает...

GaAl1798008.jpg

Король Гавайев Камеа-меа. С рисунка 1842 года

В любом случае итоги этого чудного плавания очень интересны: если источники верны, а я не ошибся в расчетах (в чем я основательно уверен), тогда можно сделать неожиданное предположение: не кругосветная экспедиция Крузенштерна (1804 г.), а экипаж «Свв. Зосимы и Савватия» (1798 г.) — первая российская команда, побывавшая в Полинезии. Пусть это произошло не преднамеренно, а по неопытности капитана, пусть мореходы с «Зосимы» так и не высадилась на берег и не вступили в контакт с гавайцами, — все равно они были первыми русскими, увидевшими эту часть Океании.

Примечания

1      Тихменев П. Исторический обзор Российско-Американской Компании и действия ея до настоящего времени. — Т. II. — СПб., 1863. — С. 280.

2     Давыдов Г.И. Двукратное путешествие в Америку морских офицеров Хвостова и Давыдова, писанные сим последним. — Ч.I. — СПб., 1810. — С. 154.

3     Там же. — С. 151.

4     Там же. — С. 160.

5     Там же.

6     Там же.

7      Российский Государственный Архив древних актов (РГАДА). Ф. 199.

8      Записки Гидрографического департамента. Ч. VIII. — СПб., 1850. — С. 558.

9     Берх В.Н. Хронологическая история открытия Алеутских островов, или Подвиги российского купечества с присовокуплением исторического известия о меховой торговле. — СПб., 1823. — С. 119.

10    Там же.

11 Помимо письма Кожина, мы имеем еще два свидетельства очевидцев, которые также были на борту. Это — воспоминания Федора Кошеварова и безымянного члена экипажа, «исправлявшего должность 1-го матроса», с которым историк В.Н. Берх встречался в Америке.

12     Тихменев П. Исторический обзор Российско-Американской Компании и действия ея до настоящего времени. — Т. I. — СПб., 1861. — С. 122.

13    Записки Гидрографического департамента. — Ч. VIII. — СПб., 1850. — С. 556.

14    Там же. — С. 559.

15    Берх В.Н. Хронологическая история открытия Алеутских островов, или Подвиги российского купечества с присовокуплением исторического известия о меховой торговле. — СПб., 1823. — С. 121.

16    Давыдов Г.И. Двукратное путешествие в Америку морских офицеров Хвостова и Давыдова, писанные сим последним. — СПб., 1810. — С. 155.

17    Коты, или котики, принадлежащие к виду ушастых тюленей.

18    Записки Гидрографического департамента. — Ч. VIII. — СПб., 1850. — С. 561.

19    Давыдов Г.И. Двукратное путешествие в Америку морских офицеров Хвостова и Давыдова, писанные сим последним. — СПб., 1810. — С. 161.

20     Там же. — С. 158.

21     Берх В.Н. Хронологическая история открытия Алеутских островов, или Подвиги российского купечества с присовокуплением исторического известия о меховой торговле. — СПб., 1823. — С. 121.

22     Там же.

23     Записки Гидрографического департамента. — Ч. VIII. — СПб., 1850. — С. 561.

24     Там же.

25     Там же. — С. 562.

26    Берх В.Н. Хронологическая история открытия Алеутских островов, или Подвиги российского купечества с присовокуплением исторического известия о меховой торговле. — СПб., 1823. — С. 119.

27    Давыдов Г.И. Двукратное путешествие в Америку морских офицеров Хвостова и Давыдова, писанные сим последним. — 1810. — С. 158.

28    Записки Гидрографического департамента. Ч. VIII. — СПб., 1850. — С. 562.

29    Берх В.Н. Хронологическая история открытия Алеутских островов или подвиги российского купечества с присовокуплением исторического известия о меховой торговле. — СПб., 1823. — С. 119.

30    Записки Гидрографического департамента. Ч. VIII. — СПб., 1850. — С. 560.

31    Берх В.Н. Хронологическая история открытия Алеутских островов, или Подвиги российского купечества с присовокуплением исторического известия о меховой торговле. — СПб., 1823. — С. 120.

32    Крузенштерн И.Ф. Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежде» и «Неве». — Владивосток, 1976. — С. 369.

33    Записки Гидрографического департамента. — Ч. VIII. — СПб., 1850. — С. 560.

34    Давыдов Г.И. Двукратное путешествие в Америку морских офицеров Хвостова и Давыдова, писанные сим последним. — СПб., 1810. — С. 158.

35    Берх В.Н. Хронологическая история открытия Алеутских островов, или Подвиги российского купечества с присовокуплением исторического известия о меховой торговле. — СПб., 1823. — С. 122.

36     Там же. — С. 121.

37     На сегодняшний день осталось всего 1400 особей.

38     Тихменев П. Исторический обзор Российско-Американской Компании и действия ея до настоящего времени. — Т. I. — СПб., 1861. — С. 189.

Оглавление