Что же ждало охотских промышленников, если бы они все-таки дошли до Гавайского берега? Ничего хорошего. По крайней мере, в отчизну вернулись бы не скоро, а груз и судно, скорее всего, потеряли бы... Этому есть примеры: в 1815 году на Гавайях потерпел крушение русский корабль «Беринг». Экипаж, к счастью, спасся и нашел себе убежище на одном из британских шлюпов. Однако король Гавайев Томари завладел всем промысловым грузом, выброшенным на берег при крушении «Беринга». Знаменитый Правитель Русско-Американский Компании Баранов долго вел с королем переговоры по поводу возврата кожи и пушнины и проч. Поначалу Томари отвечал, что, все выброшенное на его землю принадлежит ему, но после смилостивился и согласился вернуть россиянам часть спасенного груза. Правда, как сообщалось в письме, «за исключением некоторых особо ценных для короля вещей»38, которые Томари обязывался заменить сандаловым деревом...
Что и говорить: очень вовремя экипаж: «Зосимы» отслужил соловецким старцам молебен и вверил свою судьбу высшим силам, которые предстали отчаявшимся мореходам в виде Борея. Именно крепкий устойчивый ветер, дующий с юга, вырвал «Зосиму» из пышущих лап Полинезии...
Дальнейшая судьба маленького русского судна, осененного именами беломорских чудотворцев, теряется в летописи Русской Америки. Дошло ли оно благополучно до родного Охотска? Или же никогда не вернулось в Россию, продолжая служить на Аляске, которую только начали осваивать наши промышленники? Или потерпело крушение где-нибудь у Командорских или Алеутских островов, как нередко случалось? Кто знает...
Король Гавайев Камеа-меа. С рисунка 1842 года
В любом случае итоги этого чудного плавания очень интересны: если источники верны, а я не ошибся в расчетах (в чем я основательно уверен), тогда можно сделать неожиданное предположение: не кругосветная экспедиция Крузенштерна (1804 г.), а экипаж «Свв. Зосимы и Савватия» (1798 г.) — первая российская команда, побывавшая в Полинезии. Пусть это произошло не преднамеренно, а по неопытности капитана, пусть мореходы с «Зосимы» так и не высадилась на берег и не вступили в контакт с гавайцами, — все равно они были первыми русскими, увидевшими эту часть Океании.
Примечания
1 Тихменев П. Исторический обзор Российско-Американской Компании и действия ея до настоящего времени. — Т. II. — СПб., 1863. — С. 280.
2 Давыдов Г.И. Двукратное путешествие в Америку морских офицеров Хвостова и Давыдова, писанные сим последним. — Ч.I. — СПб., 1810. — С. 154.
3 Там же. — С. 151.
4 Там же. — С. 160.
5 Там же.
6 Там же.
7 Российский Государственный Архив древних актов (РГАДА). Ф. 199.
8 Записки Гидрографического департамента. Ч. VIII. — СПб., 1850. — С. 558.
9 Берх В.Н. Хронологическая история открытия Алеутских островов, или Подвиги российского купечества с присовокуплением исторического известия о меховой торговле. — СПб., 1823. — С. 119.
10 Там же.
11 Помимо письма Кожина, мы имеем еще два свидетельства очевидцев, которые также были на борту. Это — воспоминания Федора Кошеварова и безымянного члена экипажа, «исправлявшего должность 1-го матроса», с которым историк В.Н. Берх встречался в Америке.
12 Тихменев П. Исторический обзор Российско-Американской Компании и действия ея до настоящего времени. — Т. I. — СПб., 1861. — С. 122.
13 Записки Гидрографического департамента. — Ч. VIII. — СПб., 1850. — С. 556.
14 Там же. — С. 559.
15 Берх В.Н. Хронологическая история открытия Алеутских островов, или Подвиги российского купечества с присовокуплением исторического известия о меховой торговле. — СПб., 1823. — С. 121.
16 Давыдов Г.И. Двукратное путешествие в Америку морских офицеров Хвостова и Давыдова, писанные сим последним. — СПб., 1810. — С. 155.
17 Коты, или котики, принадлежащие к виду ушастых тюленей.
18 Записки Гидрографического департамента. — Ч. VIII. — СПб., 1850. — С. 561.
19 Давыдов Г.И. Двукратное путешествие в Америку морских офицеров Хвостова и Давыдова, писанные сим последним. — СПб., 1810. — С. 161.
20 Там же. — С. 158.
21 Берх В.Н. Хронологическая история открытия Алеутских островов, или Подвиги российского купечества с присовокуплением исторического известия о меховой торговле. — СПб., 1823. — С. 121.
22 Там же.
23 Записки Гидрографического департамента. — Ч. VIII. — СПб., 1850. — С. 561.
24 Там же.
25 Там же. — С. 562.
26 Берх В.Н. Хронологическая история открытия Алеутских островов, или Подвиги российского купечества с присовокуплением исторического известия о меховой торговле. — СПб., 1823. — С. 119.
27 Давыдов Г.И. Двукратное путешествие в Америку морских офицеров Хвостова и Давыдова, писанные сим последним. — 1810. — С. 158.
28 Записки Гидрографического департамента. Ч. VIII. — СПб., 1850. — С. 562.
29 Берх В.Н. Хронологическая история открытия Алеутских островов или подвиги российского купечества с присовокуплением исторического известия о меховой торговле. — СПб., 1823. — С. 119.
30 Записки Гидрографического департамента. Ч. VIII. — СПб., 1850. — С. 560.
31 Берх В.Н. Хронологическая история открытия Алеутских островов, или Подвиги российского купечества с присовокуплением исторического известия о меховой торговле. — СПб., 1823. — С. 120.
32 Крузенштерн И.Ф. Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежде» и «Неве». — Владивосток, 1976. — С. 369.
33 Записки Гидрографического департамента. — Ч. VIII. — СПб., 1850. — С. 560.
34 Давыдов Г.И. Двукратное путешествие в Америку морских офицеров Хвостова и Давыдова, писанные сим последним. — СПб., 1810. — С. 158.
35 Берх В.Н. Хронологическая история открытия Алеутских островов, или Подвиги российского купечества с присовокуплением исторического известия о меховой торговле. — СПб., 1823. — С. 122.
36 Там же. — С. 121.
37 На сегодняшний день осталось всего 1400 особей.
38 Тихменев П. Исторический обзор Российско-Американской Компании и действия ея до настоящего времени. — Т. I. — СПб., 1861. — С. 189.