И последний рассказ, особенно характерный: «Судно "Орел", шедшее из Берингова пролива на Камчатку, положило шквалом на бок. Мореход был в каюте, из которой не могли его вызвать, ибо он, читая молитву, отвечал: "Теперь уже власть Божия". Наконец один из промышленников, посмелее других, видя, что ни мореходы, и никто не хотят избавить их от погибели, отдал шкоты у парусов, и судно поднялось»6.
Да, как говорится, «на Бога надейся, а верблюда привязывай», т. е. в нашем варианте — «шкоты отвязывай»...
Чтобы как-то умилостивить стихию, промышленники стали чаще давать судам имена святых: «Петр и Павел», «Борис и Глеб», «Иоанн Предтеча», «Иоанн Устюжский», «Александр Невский». Среди судов, принадлежащих Российско-Американской Компании, были и «Соловецкого полку» — «Соловки», «Холмогоры» и «Свв. Зосима и Савватий». Среди дальневосточных промышленников имелось немало выходцев с Русского Севера (например, главный правитель российских владений в Америке А.А. Баранов — потомственный каргополец), — этим и можно объяснить, что беломорские названия присваивались компанейским судам.
Нас интересует последнее из них — «Свв. Зосима и Савватий», которое иногда значится в документах как «Зосима и Савватий»7. Принадлежало оно артели купца Киселева, промышленники которой добывали мех на о. Уналашка — одном из крупных Алеутских островов. Снабжение артели всем необходимым было возложено на Охотскую контору. В 1798 году был намечен один из таких «хозяйственных» рейсов под командованием бывшего ссыльного «старовояжного боцмана» Сапожникова. По отзывам современников, он «был человек почти безграмотный и в подобных походах небывалый»8. Один из участников этого плавания добавляет новые подробности: «Из старовояжных промышленников, кои доселе управляли судами, не случилось там в сие время никого; казенные же Штурмана были все в отлучке; и посему необходимость заставила нас прибегнуть к старому Боцману, сосланному на поселение. Начальник порта согласился уволить его...»9.
Российский парусник у берегов Камчатки. С гравюры 1813 года
...Итак, приняв на борт груз и промышленников, судно подняло паруса и, осененное святыми именами беломорских подвижников, взяло курс на Курильские острова. Настоящему шкиперу — если таковой имелся на его борту — требовалось всего лишь пройти между Курилами и выйти траверз о. Уналашка. Однако, как сообщает один из безвестных спутников Сапожникова, «мы скоро уверились, что мореход наш не знал Науки кораблевождения»10... Так началась беспримерная «Одиссея» маленького русского суденышка, которое, ведомое Бог весть какими приметами старого боцмана, подошло к Гавайским островам.
Рассказ об этом плавании «был извлечен» из частного письма якутского купца Кожина, принимавшего участие в рейсе «Зосимы и Савватия»11. Как видно из этого послания, судно по неопытности шкипера прошло около 2000 верст к югу, где едва не развалилось в тропических водах, а команда чуть не погибла от нестерпимой жары. Лишь благодаря неожиданной перемене ветра шхуна добралось до Алеутских островов «в самом жалком положении».
Обратимся же к этому документу.
Из письма якутского купца Кожина о плавании судна «Свв. Зосима и Савватий»
«О выходе нашем из Охотска вам небезысвестно, — начинает свой рассказ Кожин, обращаясь в письме к своему компанейскому товарищу Жигареву, — губою шли все благополучно, и прошли первым проливом в открытое море, простираясь в назначенное место на Уналашку; как из Курил вышли идучи по морю, земли не видали и в продолжение путешествия дошли до такого места, что в платье ходить нельзя, и ночью вышед на палубу от жару воздух очень тяжелый, и снасти растопились, а вокруг судна видим червей много и вода как нагретая на огне, а судно течью одолело, что ни одной минуты помпы праздно не бывали, по переменно по склянкам отливаются водою, и работных выбило из сил, но однако Бог помощник не хотя свое создание погубити, а все отливалися водой, а от воздуху нигде защиты нет, ни в каюте и ни в трюме, везде — жара, — быть не можно. Стали после говорить, отчего воздух так тепл, на то наш мореход сказал, что зимою всегда бывает так вода теплая, опять же стоят погоды полудневыя и нагрело воду теплую, — на то стал народ говорить, — куда мы идем? Мореход сказал, что мне надобно еще в полдень идти, потому что я на линею свою не вышел, и народ тут все усомнилися и стали между собою говорить, что нам надо выбрать другого морехода, и отдали на власть всемудраго Бога и стали служить акафисты Божией Матери, також и угодникам Николаю Чудотворцу и Зосиме и Савватию Соловецким Чудотворцам. По окончании службы Матерь Божию вынесли на палубу, також и угодников, и прикладывались вместо исповеди и просили со слезами, и какую нам Бог пошлет погоду, туда и пойдем, потому что не знаем, ходили и в север и в полдень и нигде земли не нашли, и чрез короткое время пошла погода полдневная, отдали паруса и пошли по погоде и шли один курш (курс. — Авт.) до 1800 верст, питались дождевой водой, и подошли нечаянным образом к земле, которая и оказалась остров Шуях.»12 (небольшой остров в Кадьякском архипелаге. — Авт.)
Любопытное письмо, не правда ли? Местами кажется, что оно написано в средневековье, когда мореходы были одержимы страхами неведомого «Моря тьмы»; путешественники той далекой эпохи втайне верили, что всякий христианин, проплывший мимо экватора, неминуемо обратится в негра и будет нести на себе этот знак господней мести за свое дерзновение. «Зосиму и Савватия» тоже увлекло на юг, — да так далеко, что смола на корпусе и снастях от солнечного жара начала таять. И это в ноябре!.. Кишащие черви вокруг судна, о которых пишет Кожин, живо напоминают нечто вроде ужасов так называемой Магнитной горы: по представлениям древних, судно прошедшее невдалеке от нее, лишится крепежа, развалится и потонет. На самом деле путешественников напугали древоточцы, которые благодаря своему длинному голому телу, действительно напоминают червей. В северной части Тихого океана обитает один из самых опасных древоточцев, который буравит дерево норками до 80 см, при диаметре отверстия 20 мм.