Оглавление

И дѣйствительно, какъ только войска арміи ген. Самсонова перешли эту линію, они оказались въ критическомъ положеніи. Вотъ какъ обрисовываетъ это положеніе нач. штаба 2-й арміи, ген. Постовскій, въ своемъ докладѣ (по телефону1) Начальнику Штаба фронта:

«При всемъ сознаніи необходимости безостановочнаго энергичнаго движенія въ направленіи Алленштейнъ - Остероде и далѣе, вслѣдъ за противникомъ, Командующій арміей вынужденъ сдѣлать остановку. Армія слѣдуетъ безостановочно 8 дней съ исходнаго положенія и, вслѣдствіе запоздалаго прибытія нѣкоторыхъ полевыхъ хлѣбопекаренъ и корпусныхъ транспортовъ, при этомъ съ уменьшенной грузоподъемностью этихъ послѣднихъ, за полученіемъ одноконныхъ, вмѣсто парныхъ, повозокъ, а также въ виду прибытія армейскихъ транспортовъ съ недостаткомъ 40% повозокъ, пришлось питать армію исключительно хлѣбомъ, подвозимымъ съ тыла изъ усиленныхъ и частныхъ хлѣбопекаренъ. Этотъ подвозъ, при значительномъ удаленіи уходящихъ постоянно впередъ войскъ отъ этихъ хлѣбопекаренъ, при скверныхъ песчаныхъ дорогахъ и при недостаткѣ мѣстнаго овса, не могъ не тормозить регулярной своевременности снабженія войскъ хлѣбомъ, почему войска съѣли до 2/3 своего сухарнаго запаса, хотя хлѣбъ для нихъ находится въ пути».

«Независимо отъ сего, нѣтъ подвоза въ Цѣхановскій расходный магазинъ, подлежащій образованію и пополненію распоряженіемъ интенданта армій фронта. Основывать продовольствіе на мѣстныхъ средствахъ оказалось ненадежнымъ, такъ какъ, съ одной стороны, запасы въ странѣ ничтожны, а, съ другой, нѣкоторые войсковые интенданты оказались совсѣмъ неподготовленными».

«Признавая остановку для арміи совершенно необходимой, Командующій арміей прикажетъ, разумѣется, частямъ наступать во что бы то ни стало, если по общей обстановкѣ Главнокомандующій считаетъ такое наступленіе все-таки необходимымъ».

«Командующій арміей проситъ доложить Главнокомандующему сдѣланный лично докладъ по телефону о дневкѣ съ добавленіемъ, что всѣ корпусные командиры усиленно о ней просятъ, въ особенности Мартосъ (XV корп.) и Клюевъ (ХIII корп.)».

Неустройство тыловъ 2-й арміи должно почитаться одной изъ причинъ той катастрофы, которая постигла эту армію, вскорѣ послѣ приведеннаго телефоннаго доклада ген. П. И. Постовскаго.

Перенесемъ теперь наше вниманіе на Ю.-3. фронтъ.

Съ подготовленнымъ безперебойнымъ подвозомъ для продвиженія 4-й и 5-й армій лишь до границы Галиціи не могло быть и рѣчи не только о «Каннахъ», задуманныхъ планомъ войны, но даже и о выходѣ на сообщенія австро-венгерской арміи съ Краковымъ. Для осуществленія послѣдняго требовался быстрый маневръ главными силами съ линіи Ивангородъ - Холмъ, по крайней мѣрѣ, до ж. д. магистрали Карла-Людвига на участкѣ Дембица - Ряшевъ - Ярославль.


1) Имѣлъ мѣсто 15/28 августа.

Оглавление