У насъ задѵманная идея не только не выражена, но стратегическое развертываніе противорѣчитъ этой идеѣ. Въ самомъ дѣлѣ, сильнымъ сдѣланъ центръ а слабыми фланги Подобная форма построенія отвѣчаетъ совершенно другой оперативной идеѣ, чѣмъ охватъ обоихъ фланговъ; принятое развертываніе отвѣчаетъ идеѣ прорыва центра. И это внутреннее стратегическое противорѣчіе должно было проявиться тѣмъ рѣзче, чѣмъ раньше начнутся рѣшительныя боевыя дѣйствія на нашемъ Ю.-З. фронтѣ. Дабы убѣдиться въ этомъ, стоитъ только опять бросить взглядъ на построеніе, образующееся на 25-й день мобилизаціи. Это заставляетъ насъ прійти къ выводу, что основной замыселъ нашей первой операціи въ Галиціи грѣшилъ не только несоотвѣтствіемъ поставленной цѣли съ имѣющимися средствами, но также и кореннымъ противорѣчіемъ между руководящей идеей операціи и создаваемымъ исходнымъ положеніемъ.
Разбирая выше вопросъ о прямомъ и непрямомъ стратегическомъ воздѣйствіи на Германію 1) въ первоначальную операцію, мы указали2) на то, что даже при бѣгломъ взглядѣ на карту нельзя не увидѣть одну существенную стратегическую особенность, присущую Галиціи, какъ театру военныхъ дѣйствій. Представляя собой единственный плацдармъ, на которомъ могли быть развернуты А.-В. арміи для дѣйствій противъ Россіи, Галиція была отрѣзана отъ прочей территоріи Габсбургской Имперіи Карпатами. Вслѣдствіе этого коммуникаціонные пути А.-В. армій, сосредоточивавшихся въ Галиціи, отходили, по преимуществу, отъ лѣваго фланга ихъ расположенія. Это особенно ясно видно при изученіи Галиційской желѣзнодорожной сѣти. Всѣ приводимыя ниже данныя взяты нами изъ труда ген. Конрада фонъ Гетцендорфа3).
Къ востоку отъ р. Сана, на протяженіи 325
километровъ, Карпатскій хребетъ пересѣкается всего тремя желѣзнодорожными
линіями, связывающими Вост. Галицію съ Венгріей. Это были однопутныя
желѣзнодорожныя линіи, примыкающія къ Галіційской желѣзнодорожной сѣти:
1) у г. Делятыня,
2) у г. Стрыя и
3) у г. Самбора.
Провозоспособность каждой изъ этихъ линій достигала лишь 15 паръ воинскихъ поѣздовъ въ сутки, что давало общую военную провозоспособность въ 45 паръ.
Къ западу отъ р. Сана, Галиція связывалась съ Имперіей четырьмя желѣзнодорожными линіями. Наиболѣе восточной изъ нихъ являлась двухъ-путная магистраль (въ 30 паръ воинскихъ поѣздовъ), идущая изъ Буда-Пешта черезъ Санокъ къ Перемышлю. Далѣе, къ западу, Карпаты пересѣкались двумя однопутными желѣзн. дорогами, которыя у Новаго Сандеца образовывали двухъ-путный участокъ, послѣ чего опять расходились, выходя въ Зап. Галицію одна у Ряшева, другая у Тарнова. Каждая изъ этихъ однопутныхъ желѣзн. дорог пропускала 15 паръ воинскихъ поѣздовъ въ сутки. Наконецъ, отъ Вѣны на Краковъ шла мощная двухъ-путная магистраль (желѣзная дорога Карла-Людвига) съ военною провозоспособностью въ 48 паръ. Эта основная магистраль отъ Кракова поворачивала на востокъ и шла черезъ Тарновъ и Ряшевъ на Перемышль и здѣсь, смыкаясь съ упомянутой выше двухъ-путной магистралью, связывавшей Перемышль съ Буда-Пештомъ, она образовывала какъ бы желѣзно-дорожную петлю, опоясывавшую Западную Галицію. привязывавшую ее къ двумъ столицамъ двуединой Имперіи Габсбурговъ. Отъ Перемышля желѣзная дорога Карла-Людвига продолжалась на востокъ до Львова и далѣе на Броды.
1) «Вопросъ о прямомъ и непрямомъ стратегическомъ воздѣйствіи на Германію въ первоначальную операцію». См. стр. 36-42.
2) См. стр. 40.
3) «Aus meiner Dienstzeit 1906-1918», г. IV, схема № 13.