Рис.4.2.2. Автоматическая пусковая установка револьверного типа для реактивных снарядов R.Z.65.
1 - направляющая труба; 2 - ведущий выступ; 3 - механизм взведения взрывателя; 4 - сопловой насадок с механизмом запуска снаряда; 5 - несущая конструкция установки; 6 - ось барабана; 7 - пустая зарядная камера; 8 - снаряженная зарядная камера; 9 - механизм запирания зарядной камеры; 10 - привод барабана; 11 - ушко крепления ПУ к самолету.
Тогда немцы решили с помощью ракет разбивать боевые порядки противника и затем добивать бомбардировщики по одному.
Первый успех (вернее, трагедия) ракет воздушного боя был достигнут 14 октября 1943 г., когда 228 бомбардировщиков 8-й авиационной армии США вылетели на бомбежку Швейнфурта, на предприятиях которого производилось до 42% всех немецких шарикоподшипников.
Самолеты были перехвачены немецкими истребителями, в основном Fw 190/A-6, вооруженными ракетами WGr 21. В результате пуска ракет и последующего воздушного боя было сбито 62 бомбардировщика, 17 самолетов потерпели аварии при вынужденных посадках, 121 были так повреждены, что годились только на металлолом. Разгром был полным. Но, справедливости ради, нужно заметить, что налет проводился днем и без истребительного прикрытия. В результате союзники на четыре месяца прекратили дневные налеты, до поступления истребителей сопровождения Р-51В/С «Мустанг».
Окрыленные успехом немцы стали вооружать ракетами WGr 21 и другие самолеты. Пусковые установки появились на штатных бомбодержателях Bf 109G-6, Bf 110, Me 262 и Ju 88, а для Me 410 была даже разработана шестиствольная пусковая установка, которую предполагалось установить в носу фюзеляжа.
Успех ракетного оружия в борьбе с воздушными целями послужил толчком к продолжению работ в этой области. Недостатком WGr21 был ее большой вес и, как следствие, малый боезапас, который можно было разместить на борту истребителя (две-четыре ракеты). Было разработано несколько ракет, лишенных этого недостатка. Наиболее удачной было ракета R4/M.
R4/M_Orkan
Это была наиболее удачная немецкая ракета класса «воздух-воздух», которую удалось создать и применить в период второй мировой войны. Проектирование вели совместно фирмы Хебер-Остероде и DWM Любек, которые провели тщательные исследования внешней и внутренней баллистики ракет, скрупулезно изучили все факторы, влияющие на точность стрельбы при старте ракеты с борта самолета. В результате было выяснено, что при сходе с ПУ турбореактивный снаряд еще не успевает набрать расчетного числа оборотов и поэтому более подвержен различным возмущениям, чем оперенный снаряд, запущенный с того же самолета.
Экспериментально был определен необходимый минимальный заряд ВВ, необходимый для надежного поражения тяжелого бомбардировщика - он оказался равен 400 г пентрита или гексогена.
В результате была создана ракета R4/M, которая имела вес 3,85 кг, калибр 55 мм и общую длину 812 мм. Стабилизация осуществлялась восемью раскрывающимися стабилизаторами размахом 242 мм. Стабилизаторы имели перекос, в результате чего ракета приобретала дополнительное вращение, что положительно влияло на кучность стрельбы. При испытаниях 50% ракет попадали в квадрат 16x16 метров на дальности 500 м.