Работы над ракетами воздушного боя начались в Германии в 1937 г., причем усилия были сосредоточены на создании турбореактивных (стабилизируемых вращением) ракет. Нужно заметить, что все немецкие проекты ракет такого класса, созданные до 1943 г., основывались на стабилизации вращением. Первый относительный успех был достигнут в 1939 г., когда был создан снаряд R.Z.65.
R.Z.65
Ракета R.Z.65 (рис.4.2.1) имела стартовый вес 2,5 кг, длину 262 мм, диаметр 73 мм (диаметр двигателя 65 мм). Немцы затратили много усилий на создание этого оружия - много раз менялась конструкция соплового блока, подбиралось оптимальное число оборотов: первоначально - 4000 об /мин, затем до 30000 об/мин. В результате удалось добиться неплохой кучности стрельбы - рассеивание около 1 метра на дальности 200 м. Но возникли проблемы с двигателем - в момент старта возникала яркая вспышка и густые клубы белого дыма, которые ослепляли экипаж. В процессе испытаний топливо доработали и яркость факела уменьшилась.
Для ракеты была разработана осколочно-фугасная боевая часть с электрическим дистанционным взрывателем (основной вариант), но проводились также опыты с кумулятивной БЧ бронепробиваемостью до 80 мм.
Для запуска ракеты была разработана пусковая установка револьверного типа, вмещающая восемь ракет (рис. 4.2.2). Такая установка, по идее, должна была заменить авиационные пушки. Но скорострельность ее (один пуск в 0,7 секунды) для воздушного боя оказалась явно недостаточной, а вес - довольно приличным -50 кг, поэтому такая ПУ не получила распространения.
Проводились также опыты по стрельбе снарядом R.Z.65 из трубчатых направляющих с борта истребителя Bf 109 и из поворотной установки с борта самолета Bf 110 (рис. 4.2.3). Все эти усилия пропали даром - снаряд R.Z.65 так и не был принят на вооружение и в боях не применялся.
В Германии в то время было предложено много проектов автоматических ракетных пусковых установок, но ни один из них не был доведен до нужной кондиции.
Всплеск интереса к созданию ракет воздушного боя наступил в 1943-44 гг., когда Германия начала подвергаться массированным бомбардировкам авиации союзников. Требовалось создать оружие, пригодное для установки на перехватчик, и способное поразить цель на дальности большей, чем дальность прицельного огня бортовых пушек и пулеметов английских и американских бомбардировщиков. Ракеты для этой роли подходили больше всего, В результате было предложено более 20 проектов различных НУРС класса «воздух-воздух». Только часть из этих проектов была реализована «в металле», и совсем единицы применялись в боях.
WGr 21 (WGr 42)
Ракета WGr 21 по сути является армейским ТРС WGr42. Единственным отличием было применение дистанционного взрывателя. Пусковая установка была также заимствована у сухопутных войск и представляла собой трубу, которая подвешивалась на крюк штатного бомбодержателя самолета (рис. 4.2.4). Специальные распорки упирались в крыло и фиксировали ПУ в требуемом положении. После запуска снаряда ее можно было сбросить.
В условиях воздушного боя ракета показала неплохую кучность стрельбы: рассеивание составляло 7 х 40 метров на дальности 1000 м и 24 х 84 метров на дальности 2000 метров.
Применение этого снаряда определялось тактикой воздушной войны над Германией. Для обороны от истребителей противника союзники применяли плотные боевые порядки, так что каждый бомбардировщик защищал себя и своего соседа, В ответ на это немцы перешли к. лобовым атакам, используя хорошее бронирование и мощное вооружение истребителя Fw 190, а также относительную слабость огня бомбардировщиков в передней полусфере. Естественным ответом была установка дополнительных стволов в носах фюзеляжей «Летающих крепостей» и «Либерейторов».
Рис.4.2.1. Авиационный турбореактивный снаряд R.Z.65.
1 - электродистанционный взрыватель; 2 - детонатор; 3 - заряд ВВ; 4 - корпус БЧ; 5 - корпус камеры сгорания; 6
- заряд топлива; 7 - воспламенитель; 8 - колосниковая решетка; 9 - сопловой блок.