Оглавление

С. Александров: «Как бы нештатной обязанностью И.А. Баранюка (начальник службы вооружения дивизии - К.К.) была организация обороны наших аэродромов. Это ему принадлежит инициатива создания малых реактивных установок, с помощью которых он предотвратил нападение врага на аэродромы Бешенковичи и Повартачи. Командование по достоинству оценило заслуги офицера, наградив его вторым орденом Красного Знамени».

Из приведенного отрывка, правда, неясно, по каким целям использовались PC - по наземным или по воздушным.

Ракеты использовались в течение всей войны на всех фронтах. Они применялись для атак переднего края противника, для уничтожения его танков, автомашин, поездов, для штурмовки аэродромов и пунктов снабжения. На заключительном этапе воины PC применялись по кораблям и судам противника.

Вообще следует сказать, что советская авиация применяла ракеты в больших объемах, чем любая другая воюющая страна, ведь до 1943 г. PC официально состояли на вооружении только у нас.

3.1.2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ УПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ

Ракета «301»
Ракета «301» начала разрабатываться в 1937 г. в РНИИ, под руководством С.П. Королева. Эту ракету предполагалось запускать с самолета ТБ-3 (рис. 3.1.14). Ракета «301» имела следующие характеристики: длина - 3,2 м; размах крыла - 2,2 м; диаметр фюзеляжа - 300 мм; стартовый вес - 200 кг, из них вес топлива - 70 кг, вес БЧ примерно 20-50 кг. Дальность стрельбы составляла 10 км. Система управления состояла из автопилота, в дальнейшем предполагалось применить радиоуправление.

Ракета «301» имела самолетную аэродинамическую схему с крылом площадью 1,2 м2, которое имело большое сужение. В качестве двигателя использовался ЖРД ОРМ-65 с вытеснительной подачей компонентов и регулируемой в полете тягой от 50 до 175 кгс. Компонентами топлива служили азотная кислота и керосин.

Данная ракета, а также ее модели, проходила летные испытания при запусках с земли и с самолета в 1938-39 гг. При запуске с самолета применялась пусковая установка с довольно большой направляющей, крылья ракеты при этом поддерживались тросовыми расчалками. Следует сказать, что это была, в основном, поисковая работа и вопрос о создании боеготового образца оружия тогда не стоял. Работы по данной теме прекратились в связи с репрессиями, которые обрушились на сотрудников РНИИ в 1938 г.

10Х - копия немецкого Фау-1
В начале 1944 г. В.Н. Челомеем были начаты работы над самолетом-снарядом, аналогичным немецкому Фау-1. В октябре 1944 г. Челомей назначается главным конструктором в коллектив, которым раньше, до своей смерти, руководил Н.Н. Поликарпов. В том же месяце союзники-англичане передали Советскому Союзу некомплектный образец Фау-1. Недостающие элементы восполнялись путем сбора информации и образцов на территории Польши.

Эти материалы явились базой для создания советского варианта Фау-1, который получил наименование 10Х.

Основным методом старта снаряда 10Х предполагался, в отличие от немцев, воздушный, поэтому одновременно с созданием самолета-снаряда, три бомбардировщика Пе-8 переоборудовались в носители крылатых ракет.

Испытания 10X начались в марте-апреле 1945 г. в Средней Азии. До августа 1945 г. было выполнено 63 пуска, которые показали весьма скромные результаты. Только 30% снарядов удовлетворительно выполнили требования по точности курса и дальности полета.

Конечно, ни о каком боевом применении 10Х в войне не могло быть и речи. После войны испытания и доработки были продолжены, но на вооружение самолеты-снаряды с ПуВРД так и не были приняты.

(В первой части нашего обзора изложена другая версия появления у нас самолета-снаряда 10Х. Что способствует распространению этих сказок и кому они выгодны - неясно, но первоисточником их возникновения Р. Ангельский указывает наркома авиапромышленности Шахурина - К.К.).

Оглавление