Оглавление

RVpn2WW103.jpg
Рис. 2.4.6. Пневмогидросистема силовой установки зенитной ракеты«Тайфун» F.

RVpn2WW105.jpg Дросселирующее отверстие RVpn2WW102.jpg Разрывная мембрана

 

История этой ракеты продолжалась после войны. Вот что пишет в своих воспоминаниях доктор технических наук В.В.Казанский, в то время сотрудник НИИ-88:

"Следует сказать и о пускам самой малой зенитной ракеты Р-110 типа «Тайфун» (но нашей терминологии - «Чирок»), которую отрабатывал коллектив главного конструктора П.И. Костина.

Два недостатка задерживали успешную работу над этой ракетой. Во-первых, дело было связано с ошибочным установлением кучности по дальности  для этой ракеты. Хотя я уже говорил, что малую кучность немцы (и мы тоже) хотели компенсировать большим количеством выпускаемых по самолетам ракет, тем не менее в ТТЗ она была указана и военные настаивали на ее достижении.

Кучность эту военные указали для цели, летящей на высоте 18 км. Поскольку реально оценить кучность в воздухе не представлялось возможным, баллистики КБ П.И. Костина, с согласия военных, перенесли заданные отклонения на горизонтальную плоскость, упустив при этом, что рассеивание снарядов у цели в воздухе и при их дальнейшем неуправляемом полете к земле будет, естественно, отличаться. Но это упущение вошло в официальные документы, после чего началась долгая и безуспешная борьба на требуемую кучность по квадрату на земле, естественно, к успеху не при ведшая. Попытки главного конструктора доказать заказчику (Министерству обороны) с помощью баллистических расчетов неправомерность принятого решения были весьма долгими. К этому добавились периодические прогары камеры сгорания ракет (примерно на каждой 14-15-й ракете), причем все обычные механические методы (замена марок стали, изменение диаметра отверстий в форсунках) к успеху не приводили. И только при передаче этих ракет в ОКБ-3 Д.Д. Севрука, где были собраны настоящие двигателисты-жидкостники, этот вопрос был сразу решен за счет добавки струек окислителя на стенку камеры сгорания. Однако к тому времени (это был уже 1953 год) заказчик потерял интерес к этому виду зенитного вооружения, так как высотность самолетов стала значительно превосходить досягаемость «Чирка».

Из приведенного отрывка можно сделать вывод, что в СССР было производство (пусть даже экспериментальное) ракеты «Тайфун» F - ведь набиралась статистика по кучности стрельбы и изменялась конструкция камеры сгорания.

Подобные работы проводились и в США фирмой «Бендикс», но там сделали ставку на РДТТ и создали ракету «Локи», которая так же как и «Чирок» не была принята на вооружение.

Tornado - была конкурентом системы «Тайфун», и хотя она была тщательно проработана, решение на ее производство принято не было.

Ракета имела стартовый вес 21 кг, из которых 7,5 кг составляло твердое топливо, а 0,35 кг - заряд взрывчатого вещества. Длина ракеты была 1683 мм, калибр - 100 мм, а размах стабилизаторов - 250 мм.

«Торнадо» проходила испытания, при которых была определена досягаемость по высоте - 10 км. Другие характеристики тоже были чуточку хуже, чем у конкурентов. Это, а также отсутствие времени на реализацию, по видимому, и послужило причиной прекращения работ.

Достигнуть заданного потолка можно была и другим способом - а именно путем создания многоступенчатых ракет. Мы рассмотрим два нереализованных проекта, предложенных в 1944 г., призванных решить эту задачу.

Оглавление