Оглавление

2.1. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

В предвоенные и военные годы в Советском Союзе специальные зенитные ракеты не разрабатывались. Были попытки применить для зенитной стрельбы штатные реактивные снаряды полевой артиллерии. Так в 1940 г. в РНИИ была разработана ПУ с 12 направляющими для стрельбы снарядами М-13 по воздушным целям. Испытания показали неудовлетворительные результаты, и пусковая установка на вооружение принята не была. Затем в 1943 г. но заданию ГУВ ГМЧ (Главное управление вооружений Гвардейско-минометных частей) СКБ завода «Компрессор» разработало зенитные 40-зарядные ПУ снарядов М-8 на шасси автомобиля ГАЗ-АА и на одноосном прицепе. Оки также не были приняты на вооружение из-за слабых баллистических характеристик, снаряда М-8. На этом официальная история советских зенитных ракет в годы второй мировой войны заканчивается.

В дальнейшем этой проблемой .занимались отдельные изобретатели и рационализаторы. Так в блокадном Ленинграде в ноябре 1941 г. под руководством младшего лейтенанта Н.И. Баранова была создана 12-зарядная зенитная установка для стрельбы снарядами PC-82, которая прошла испытания. Затем в полевых авиаремонтных мастерских были собраны четыре 24-зарядные установки для РС-82 и две 12-зарядные для РС-132. Эти установки также прошли испытания, и для них были составлены таблицы для зенитных и наземных стрельб. Дивизион я составе всех шести ракетных установок осуществлял прикрытие аэродромов под Тихвином и на Ладожском озере.

По образцам зенитных установок Баранова на аэродромах Ленинградского и Волховского фронтов отдельными изобретателями изготавливались в инициативном порядке 2-, 4-, 6-, 8- и 12-зарядные зенитные установки для стрельбы снарядами М-8. Впервые в боевых условиях две ПУ, созданные Барановым, были применены 14 ноября 1941 г. Это произошло под деревней Сорожа, недалеко от г. Тихвин, при отражении авианалета на штаб Северной группы 4-й армии. В результате применения зенитных ракет был сбит немецкий бомбардировщик «Юнкерс», причем наводчиком одной из двух ПУ был сам Баранов.

Над проблемой вооружения зенитными ракетами боевых кораблей работали изобретатели Черноморского флота. В результате их усилий такое вооружение получили несколько сторожевых кораблей и морских охотников. Первое использование зенитных ракет с боевого корабля произошло 2 апреля 1942 г.

В целом, зенитные ПУ для ракет не получили большого распространения, а те, что были - чаще использовались для стрельбы по наземным целям. Причина этого заключалась в том, что была мала точность стрельбы, а скорость ракеты при вертикальном полете составляла 250-350 м/с против 1000-1500 м/с (так в тексте, где он видел такие скорости снарядов - непонятно, прим. ВВС) у зенитного снаряда. С помощью ракет невозможно было также создать огневую завесу для самолетов, так как после залпа пусковую установку необходимо было перезаряжать, а самолеты за это время успевали уйти. Недостаточной была и досягаемость ракет по высоте.

В СССР проходили испытания также образцы английских зенитных ракет. Наши специалисты вынесли отрицательное заключение об их эффективности. Зенитная артиллерия в то время оказалась эффективнее, хотя для уничтожения одного самолета расходовалось, в среднем, 7000 снарядов.

Реактивный осколочный снаряд М-8, который изобретатели чаще всего использовали в качестве зенитного, показан на рис. 2.1.1.

RVpn2WW076.jpg

Рис.2.1.1. Реактивный осколочный снаряд М-8. 1 - взрыватель дистанционный; 2 - боевой заряд; 3 - ведущий штифт; 4 - воспламенитель; 5 - топливные шашки; 6 - воспламенитель; 7 - решетка; 8 - сопло; 9 - стабилизатор; 10 - мембрана.

Оглавление