Советская копия А-4 имела обозначение Р-1. Ее внедрение проходило негладко. Интересную мысль высказал один генерал, присутствовавший на испытаниях Р-1 на полигоне Капустин Яр. После того как его (и других товарищей) подвели к месту падения ракеты, он сказал: «Вы залили 4 тонны спирта и получили воронку на расстоянии 200 км. Если бы этот спирт вы дали мне, то моя дивизия взяла бы вам любой город на таком расстоянии».
Но как бы то ни было, А-4 дала толчок к разработке всех последующих баллистических ракет.
Основные технические данные ракеты А-4 (V-2) приведены в таблице:
Длина |
14300 мм |
Диаметр |
1651 мм |
Размах стабилизаторов |
3564 мм |
Стартовый вес |
12805-12010 кг |
Вес боевой части |
1000 кг |
Вес топлива |
8796-8947 кг |
Максимальная скорость |
1520 м/с |
Максимальная расчетная дальность |
380 км |
Максимальная зафиксированная дальность |
354 км |
Варианты раскраски ракеты А-4 (V-2) представлены на рис. 1.4.21.
A-4b - единственная попытка модернизации ракеты А-4. Ракета была снабжена стреловидным крылом, которое должно было позволить на заключительном этапе полета перейти в планирующий режим. Благодаря этому дальность стрельбы должна была достичь 455-590 км. Всего были испытаны две такие ракеты.
При старте 8 января 1945 г. на высоте 30 м ракета потеряла управление и упала на землю.
Во время второго запуска, 24 января, старт и большая часть полета прошли нормально, но в заключительной фазе, при переходе в планирующий полет, крылья обломились, и ракета упала в море. Несмотря на это полет был признан удачным. Дальнейшие работы по этой теме были свернуты.
A-6 - проект этой ракеты остался только на бумага. На ней предполагалось изучать различные комбинации компонентов жидкого топлива.
A-7 - крылатый вариант ракеты А-5. На ней отрабатывались некоторые конструкторские решения проектируемой ракеты А-8. До огневых пусков дело не дошло, однако ракета несколько раз сбрасывалась с самолета с высоты 12 км для проведения аэродинамических исследований. Работы проводились с 1941 г.
А-8 - проектировалась с 1942 г., но так и осталась на бумаге. Разрабатывалась на основе А-4. В качестве компонентов топлива предполагалось использовать азотную кислоту и дизельное топливо.
A-9 - работы над ней начались в 1941 г., но вскоре были практически прекращены, так как все силы были брошены на доводку А-4. Ракету А-9 предполагалось использовать в качестве второй ступени системы А-9/А-10, В качестве прототипа для А-9 использовалась ракета А-4.
В замыслах было несколько вариантов:
- Ракета со складывающимся крылом и боевым зарядом. Общая дальность системы должна была составлять 4500 км, что позволило бы обстреливать территорию США.
- Ракета со складывающимся крылом, герметичной кабиной для пилота и выпускаемым шасси. Ракета предназначалась для исследований. После полета пилот должен был посадить ракету на аэродром.
- Ракета с боевой частью и кабиной для пилота. Так как точность системы наведения была невелика, то на конечном этапе полета пилот-смертник должен был навести свой снаряд на цель.
По проекту А-9, возможно, было построено два-три макетных образца, но работы были остановлены и все эти идеи остались только в головах конструкторов.
A-10 проектировалась в 1941 г. в качестве первой ступени системы А-9/А-10. Длина ракеты - до 20 м, диаметр - 4,15 м, стартовый вес - 87 т, из них 82 т топлива. Двигатель должен был иметь тягу 1962 кН (200 тс) и время работы 50 с. Для повторного использования предполагалось снабдить А-10 большим парашютом. Конечно, это не спасло бы ракету от повреждений, но так надеялись сохранить хотя бы двигательную установку.
Система А-9/А-10 с межконтинентальной дальностью была грандиозным проектом, но он реализован не был.