Рис. 1.4.17. Компоновка ракеты А-4 (V-2). 1 - цепная передана к воздушным рулям; 2 - рулевая машинка; 3 - форкамера ЖРД; 4 - трубопровод подачи спирта в камеру сгорания; 5 -воздушные баллоны пневмосистемы силовой установки; в - задний силовой шпангоут; 7 - сервоклапан подачи спирта; 8 - корпус топливного отсека; 9 - приборы системы управления;10 - трубопровод наддува спиртового бака;11 - головной взрыватель; 12 - боевая часть; 13 - труба с детонатором; 14 - донный взрыватель; 15 - фанерная панель; 16 - баллоны системы наддува спиртового бака; 17 - передний силовой шпангоут; 18 - гироприборы; 19 - патрубок слива спирта; 20 -трубопровод подачи спирта в ТНА; 21 - заправочный патрубок жадного кислорода; 22 - сильфонные компенсаторы тепловых деформаций; 23 - бак перекиси водорода; 24 - силовая рама двигателя; 25 - бачок с перманганатом натрия (газогенератор расположен сзади); 26 - главный клапан кислорода; 27 - трубопроводы подачи спирт» в форсунки системы пленочного охлаждения камеры сгорания; 28 - трубка слива спирта из магистралей двигателя; 29 - рулевые машинки; 30 - стабилизатор; 31 - газоструйный руль; 32 - воздушный руль; 33 - камера сгорания; 34 - турбонасосный агрегат (ТНА); 35 - отсек приборов управления; 36 - спиртовой бак; 37 - кислородный бак; 38 - корпус хвостового отсека; 39 - силовое кольцо газоструйных рулей; 40 - антенна системы боковой радиокоррекции. |
|
Рис. 1.4.16. Баллистическая ракета А-4 (V-2). |
Интересный эпизод произошел при проектировании турбонасосного агрегата. Однажды, во время совещания со специалистами-«насосниками», Вернер фон Браун, изложил им требования к насосу, необходимому для большой ракеты (потребные производительность, давление, характер перекачиваемых жидкостей и т.д.). При этом он ожидал бурного обсуждений, возражений и ссылок на технические трудности. Однако аудитория выслушала его на удивление спокойно - оказалось, что один из существующих пожарных насосов имеет требуемые характеристики. Его, после соответствующих доработок, и применили в ракете.
Турбонасосный агрегат представлял собой единую конструкцию, в которой на одном валу монтировались двухступенчатая турбина, работающая на парогазе, и два центробежных насоса для компонентов. Рабочее давление парогаза 2,14 МПа (21 ат), температура 500° С. Мощность турбины при 5000 об/мин - 496 кВт (675 л.с.), расход парогаза - 1,58 кг/с. Производительность кислородного насоса 75 кг/с, давление подачи 2,45 МПа (24 ат). Производительность спиртового насоса - 50 кг/с, давление подачи 2,55 МПа (25 ат). Общий вес ТНА - 160 кг.
Парогазогенератор состоит из бака, содержащего перекись водорода; бачка с раствором перманганата натрия и реактора. С помощью сжатого воздуха, хранящегося в отдельных баллонах, перекись водорода и перманганат подаются в реактор. Там происходит бурное разложение перекиси водорода на водяной пар и кислород с выделением тепла. Образовавшийся парогаз по трубопроводу подается на турбину ТНА. Вес парогазогенератора составляет 148 кг.