Тактически труднее обстояло дело на правом крыле — главным образом потому, что сосредоточение происходило здесь в непосредственной близости к противнику и могло быть всегда потревожено ранее своего окончания. 24 (11) августа конкретный план наступления на правом крыле не получил еще никакого разрешения. Вечером этого дня Гинденбург мог только донести в главную квартиру:
«Решил удерживать позицию XX корпуса, ибо отступление равносильно поражению. Сосредоточение I армейского корпуса задерживается. I резервный и XVII армейский корпуса сосредоточиваются к левому крылу. Настроение решительное, хотя наихудший исход не исключен».
Это живое, полное сознания ответственности, слово командующего армией содержало мало оптимистичного — за исключением, очевидно, сильной воли довести операцию до конца.
Дабы принять определенное решение относительно наступления своего правого крыла, Гинденбург и Людендорф прибыли утром 25 (12) августа из Танненберга в Монтово, где был расположен штаб I армейского корпуса. Здесь обстановка была такова: корпус целиком еще не успел прибыть; его перевозка совершалась вообще в тяжелых условиях. Начавшись 22(9) августа, она протекала под давлением обстановки на фронте армии генерала Ренненкампфа.
Первоначальные пункты погрузки Инстербург, Тапиау и Велау оказались в течение 23 (10) — 24 (11) августа уже под угрозой передовых частей 1-й русской армии, почему к 25 (12) августа вся погрузка была перенесена в Кенигсберг. Части корпуса спешно сосредоточивались сюда походом, причем часть из них (правда, незначительная — два батальона пехоты) была из Тапиау перевезена в Кенигсберг по реке Прегель на семи частных пароходах.
Остатки 1-го корпуса 25 (12) августа грузились еще в Кенигсберге и могли полностью свою отправку из этого пункта закончить лишь на следующий день. К тому же отсутствие достаточного количества порожняка и загруженность железнодорожных линий и узлов эшелонами многочисленных беженцев, несомненно, затрудняли правильное движение.
Все это требовало исключительно энергичной работы железнодорожной администрации и кенигсбергской железнодорожной комендатуры.
Воинские эшелоны следовали по двум направлениям; на Мариенбург — Дейч-Эйлау и Коббельбуде1 — Вормдит — Морунген — Остероде. На последней одноколейной ветке было Приостановлено всякое другое движение, причем эшелоны двигались лишь в одном направлении, проходя без остановки все разъездные станции.
Невзирая на технические требования железнодорожного транспорта, скорость движения эшелонов на обоих направлениях была доведена до 40 километров в час, а пропускная способность основной магистрали Кенигсберг— Мариенбург должна была быть доведена до 60 пар поездов в сутки — чего, правда, в действительности достигнуто не было. Нижеследующие таблицы характеризируют перевозку 1-го корпуса:
1. Направление Кенигсберг — Мариенбург — Дейч-Эйлау. Проследовало через Мариенбург: | 2. Направление Кенигсберг — Коббельбуде — Морунген— Остероде. Проследовало через Морунген | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
1 Южнее Кенигсберга. (Прим. авт.)