Цельнодеревянный биплан с полотняной обшивкой. История создания истребительного варианта машины описана в первой части монографии «Истребители первой мировой войны». Самолет отличался рядом передовых технических решений, таких как тормозные щитки на нижнем крыле и стабилизатор с регулируемым в полете углом возвышения. Кроме того, «полуторастоечный» был первым самолетом союзников с синхронной установкой пулемета.
С октября 1916 года «Сопвич» применялся в качестве разведчика и легкого бомбардировщика на западном фронте, в Палестине и Македонии. Выпускались три основные модификации машины: Sop. IA2 - двухместный разведчик, Sop. IB2 - двухместный бомбардировщик и Sop. BI - одноместный фронтовой бомбардировщик. Интересно, что последняя версия, как по внешнему виду, так и по оснащению (синхронный пулемет) больше соответствовала классу истребителя.
Массовые поставки «полуторастоечных» бомбардировщиков на западный фронт начались только в апреле 1917-го, когда эта машина, разработанная полутора годами ранее, уже начала устаревать. Тем не менее, на фоне архаичных «Фарманов» и «Вуазенов» аппарат выглядел совсем неплохо.
Его начали строить по лицензии во Франции и России. Большинство воевавших на фронтах первой мировой войны «полуторастоечных» были французской постройки. К осени 1917 года они преобладали в дневных бомбардировочных эскадрильях французских ВВС. Правда, из-за довольно скромной бомбовой нагрузки их боевая эффективность нередко вызывала сомнения. Часто звучало мнение, что «Сопвич» больше подходит для воздушного туризма, чем для войны. В результате, уже в январе 1918-го «полуторастоечные» начали переводить с фронтов в учебные части. Всего на них успели повоевать 30 французских и три бельгийских эскадрильи, а также 3 разведдивизиона RFC, два авиакрыла RNAS и три дивизиона AEF.
«Сопвичи» повсеместно участвовали в гражданской войне в России. Их активно использовали как красные, так и белые авиачасти. В частности, в 1919 году в составе колчаковской армии на этих машинах летал французский разведывательный авиаотряд.
ДВИГАТЕЛЬ
«Клерже», 110, 130 и 135 л.с. или «Рон», 80, 110 и 130 л.с.
ВООРУЖЕНИЕ 1 синхр «Виккерс» и 1-2 турельных «Льюиса» (на двухместных машинах), до 50 кг бомб.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
|
Размах, м |
10,2 |
Длина, м |
7,7 |
Площадь крыла, кв.м |
32,8 |
Сухой вес, кг |
592 |
Взлетный вес, кг |
975 |
Скорость максимальная, км/ч |
160 |
Время набора высоты, м/мин |
2000/9,1 |
Потолок, м |
4270 |
«Сопвич» английской постройки без вооружения.