Оглавление

TwinPlan095.jpg

Smolinski Mizar

В «застойные» 1980-е гг. в СССР с новыми «рамами» стало совсем плохо. В небо поднялся только один такой аппарат. Это была планерная летающая лаборатория ПЛЛ (1987 г., 1 экз.), которую построил Экспериментальный завод спортивной авиации в Литве из двух фюзеляжей чешских планеров Blanik LAK-16.

Ну а в новой России стало уже совсем не до новых самолетов, тем более до «рам». Но, тем не менее, творческая мысль и скромное финансирование позволили создать и даже поднять в небо несколько типов мирных «рам». В1992 г. НПО «Молния» построило и испытало «раму» на 5 пассажиров «Молния-1» (выпущено к 1996 г. 4 экз.), а ОКБ Яковлева в 1993 г. - аналогичный пассажирский самолет Як-58 (якобы 5 летных экз.). Оба аппарата готовили для большой серии, но... Пассажирскую амфибию на воздушной подушке «Динго», и тоже «раму», в 1992 г. также собирались запускать в производство, но далее макета дело не пошло. В это же время, на стадии полноразмерного макета был остановлен проект двухмоторного МиГ-110. Пассажирский самолет ОКБ Туполева Ту-136 своеобразной «рамной» схемы во второй половине 1990-х гг. даже не вышел из стадии модели для проведения аэродинамических испытаний. Только более благополучная в финансовом положении фирма Сухого в 2001 г. создала аналогичный с «МиГом» двухбалочный пассажирский самолет Су-80, но и он до сих пор остается в единственном экземпляре. Экзотика в виде комбинированного летательного аппарата Белла-1 /БАРС (1996 г.) с двухбалочным хвостовым оперением также не получила развития из-за отсутствия денежных средств.

TwinPlan096.jpg

Мясищев М-55

В США «рамы» тоже строились в единственных экземплярах, однако про них говорил весь авиационный мир! Берт Рутан (Burl Rutan) - вероятно последний изобретатель-одиночка в эпоху глобализма создал целый ряд выдающихся конструкций, среди которых были и «рамы»: «Grizzly» (1982 г.), «Voyager» (1984 г.), «АТТТ» (1986 г.), «Pond Raicer» 1993 г.), «Boomerang» (1996 r.),«Carbon Aero» (2000 r.), «Bipod» (2011 г.). Кроме того, некоторые двухбалочные машины Рутана имеют вид незакрытых «рам»: БЛА «Freewing Scorpion» (1994 г.), «Proteus» (1999 г.), «White Knight One» (2005 г.) «Virgin Atlantic Global Flyer» (2005 r,), «White Knight Two» (2009 r.)

TwinPlan097.jpg

Terrafogia Transition Flying Car

TwinPlan098.jpg

ПЛЛ

TwinPlan099.jpg

Edgley EA7 Optica

TwinPlan100.jpg

Sadler Vampire

TwinPlan101.jpg

Як-141

TwinPlan102.jpg

«Молния-1»

Оглавление