В 1930-х гг. схема «рамы» вновь широко овладела умами конструкторов, и одна за другой, крылатые «рамы» взлетали в небо с земли и с воды. В СССР не отставали от модных тенденций.
Более десятка «рам» было создано в наших КБ, но все они остались опытными экземплярами.
В 1931 г. начались испытания сразу двух «рам». Это был самолет А. Туполева АНТ-23 (И-12) - экспериментальный истребитель с тандемным расположением двигателей в фюзеляже и опытный планер Б. Шереметова Ш-3.
Через два года от земли оторвался потрясающий воображение гигант К. Калинина К-7. Уникальный многомоторный бомбардировщик (как вариант - пассажирский) весом в 38 т разбился в очередном 11-м испытательном полете. Затем были заложены два дублера, но не сложилась их судьба, как и самого конструктора. Его, как и двух других создателей советских «рам» - А. Туполева и П. Гроховского, ожидали арест и тюрьма. Только А.Н. Туполев избежал гибели. Его гигант (43 т) - гидросамолет АНТ-22/Морской Крейсер-1, летал в 1934 г. и тоже остался в одном экземпляре. В 1934 г. конструктор И. Четвериков построил два опытных мини-гидросамолета для подводных лодок: первый - ОСГА-101 (нескладной) и СПЛ (складной). В 1935 г. группа конструкторов создала еще один оригинальный самолет под названием АСК - «Амфибия Северного Края», напоминающий популярные «рамы» «Савойя-Маркетти».
Конструктор П. Гроховский вошел в историю сразу с двумя своими «рамами». Это Г-37 - транспортно-десантный самолет (1934 г., 1 экз.) и Г-38 «Легкий крейсер» - боевой, многоцелевой (1936 г., 1 экз.). Если первая машина осталась на фотографиях, то от второй, быть может, в силу секретности, осталась лишь схема проекта... Через год (1937 г.) начались испытания ЛЕМ-2 (ОКА-33) - двухбалочного планеролета О. Антонова, и тоже опытного.
Сразу же после освоения в СССР французских моторов Рено «Бенгали» (названных у нас МВ-6), конструктор А. Москалев в 1939 г. приступил к созданию истребителя САМ-13. Испытания этого самолета проходили перед войной. Но от него осталась только одна фотография, схема, весьма напоминающая «раму» Фоккера D.23, и неофициальный рекорд скорости в 603 км/ч.
Кроме СССР, только Франция в тот период смогла создать несколько подобных «рамных» конструкций. Мировой кризис до второй половины 1930-х гг. не позволял рассчитывать на большие заказы на новые самолеты, тем более - необычных конструкций.
Henderson N.S.F.1 |
Туполев АНТ-23 (И-12) |
De Monge 7.4. |
Levasseur PL-201. |
Калинин К-7. |
Туполев АНТ-22. |
АСК (Амфибия Северного Края). |
Гроховский Г-37. |
Москалев САМ-13. |