Легкий многоцелевой вертолет «Ансат-У»
Офицеры полка участвовали в Афганской войне и непосредственно. Через подразделения 40-й армии прошел 41 военнослужащий постоянного состава части. Не все вернулись на Родину. А всего из курсантов, прошедших через 131-й увп, и офицеров полка, в Афганистане сложили голову 90 человек.
В мае 1986 г. 131-й увп принял участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Уже второго мая того года, через 6 дней после трагедии, на Украину убыли два экипажа. Майор А.И. Кудрявцев, ст. лейтенант М.В. Перелыгин и лейтенант А.Р. Газизулин первыми летали непосредственно над разрушенным реактором. Экипаж капитана Алексеева находился в распоряжении республиканского МВД и выполнял задачи по пресечению мародерства в покинутых населением зараженных городах и поселках. Всего настоящими ликвидаторами стали 38 офицеров и прапорщиков полка. Родина достойно отметила своих героев правительственными наградами.
Тем временем менялась страна. Новому руководству явно не нужны были летные кадры. В 1990 г. было закрыто Саратовское ВВАУЛ. Полк передали в состав Сызранского ВВАУЛ. Некоторое время часть готовила одновременно и курсантов Уфимского ВВАУЛ, позднее также павшего жертвой «нового мышления» и последовавшей «демократизации».
К 1991 г. 131-й УВП работал по-прежнему с двух аэродромов. При этом 1-е звено 1-й учебной вертолетной эскадрильи (увэ) было откомандировано на аэродром «Фрунзе-1». Интенсивность полетов снизилась из-за перебоев с поставками ГСМ. В воздухе даже инструкторы полка проводили не более 20-22 ч в год. С 1998 г. 131-й УВП входил в состав Сызранского военного авиационного института в составе Сухопутный сил. Подготовка продолжалась на вертолетах Ми-8Т. Не остался полк в стороне и от Чеченских событий. Военнослужащие части выполняли задачи по уничтожению бандформирований на Северном Кавказе, участвовали в составе смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в Республиках Таджикистан и Южной Осетии.. Летчики и техники полка направлялись в командировки в Сирию, Эфиопию, Анголу, Вьетнам и Лаос.
Шли годы, менялось поколение за поколением. В части оставался практически один тип машины — Ми-8Т и его модификации. Налет оставался крайне ограниченным.
Перемены наметились в 2004 г. Тогда было принято решение возобновить подготовку на вертолетах Ми-2У. С этой целью несколько «двоек» были введены в строй и переоборудованы на двойное управление. Так в полку появились относительно новые машины, переданные в 4-ю эскадрилью. В 2005 г. переучивание на Ми-2У прошла 3-я увэ.
Ка-226