Михаил Лисов
За помощь в подготовке материала редакция выражает признательность командиру УАГ подполковнику (надеемся, пока подполковнику) Н.Г. Бизяеву.
В далеком 1939 г. руководство РККА приняло решение о сокращении соединений кавалерии, в том числе и дивизии, дислоцированной в поселке Соколовый близ Саратова. От красных конников здесь остались многочисленные здания и ровное поле. Оставлять все это без использования тогда посчитали бесхозяйственностью и дали указание о строительстве в поселке аэродрома для учебного полка.
После начала Войны знаменитая советская летчица Марина Раскова, участница перелетов, Герой Советского Союза, добилась у Верховного разрешения скомплектовать три авиаполка с женскими экипажами. Полки, входившие в 122-ю авиагруппу, формировались в Энгельсе. Один из них, уникальный 586-й истребительный авиаполк на Як-1, базировался некоторое время на аэродроме Разбойщина, как тогда назывался Сокол. Здесь же неподалеку, в районе Михайловки, 4 января 1943 г. в сложных метеоусловиях и погибла Марина Раскова, лидировавшая группу Пе-2 в перелете на фронт.
В 1969 г. на фоне расширения применения вертолетов в Вооруженных Силах, было принято решение создать в Саратове учебное заведение — Военную авиационную школу пилотов, в 1971 г. преобразованную в Саратовское военное авиационное училище летчиков. Для летной подготовки нужна была соответствующая база. В декабре 1969 г. в Соколовый приехали первые специалисты. 23 февраля 1970 г. Генеральный штаб издал соответствующую Директиву. За ней, 27 апреля, последовала Директива Главного штаба ВВС, а 28 мая того же года к новому месту службы прибыл временно исполняющий обязанности командира 131-го учебного вертолетного полка подполковник В.В. Сахаров. Уже 12 июня 1970 г. часть приступила к плановым полетам на боевое совершенствование летного состава. Первым летательным аппаратом, поступившим на вооружение полка, был вертолет Ми-1. Первые полеты на первом же Ми-1 совершили командир и замполит части подполковник С.Т. Брюзгин.
Обязанности комполка Сахаров исполнял до конца июля 1970 г., когда первым официальным командиром стал подполковник И.П. Желтов, а Виктор Васильевич Сахаров остался его заместителем.
Время на подготовку было выделено немного: уже в июле 1970 г. начался набор в Саратовскую школу пилотов, а летом следующего года первокурсники прибыли в Соколовый для практического обучения. Тем временем продолжались организационно-штатные мероприятия. 10 ноября 1972 г. на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 апреля 1972 г. 131-му учебному вертолетному полку было вручено Боевое Знамя части. С этого момента полк стал официальной боевой единицей Вооруженных Сил СССР.
Летали тогда много. Только в 1973 г. постоянный состав полка провел в небе 6130 ч, а курсанты — 15312 ч. Курсантов в том году было подготовлено 292 человека. С 1971 г. основным летательным аппаратом полка был Ми-4.
В 1975 г. в полк начала поступать новая техника — вертолеты Ми-8Т. Осваивать новую машину пришлось ускоренными темпами. Уже летом 1976 г. офицеры 131-го полка начали подготовку на Ми-8Т курсантов. Через год, после повышения статуса Саратовского училища до высшего учебного заведения, 131-й увп был включен в состав Саратовского ВВАУЛ, а спустя еще три года началась Афганская эпопея. На аэродроме «Сокол» в 1980 г. приступили к переподготовке на Ми-8Т офицеры, направлявшиеся в состав 40-й армии. С 1982 г. началось обучение летного состава сложным видам полетов: строем, на боевое применение, на практический потолок, на сложный пилотаж. К 1983 г. годовой налет достиг непредставимых сегодня 32398 ч. Ежедневно с двух аэродромов взлетали десятки машин с молодым пополнением. Летная подготовка шла в две смены.
Вертолет Ми-4, 1971 г.