Оглавление

SkyParad015.jpg
ВМ-Т

Так закончилась история праздников советской авиации. Следующий день, 19 августа, памятный обращением ГКЧП к советскому народу, поставил страну перед пропастью гражданской войны. Спустя полгода «единый могучий Советский Союз» рассыпался. Вместе с империей распался и имперский воздушный флот. Для авиации Российской Федерации начался (и, похоже, не закончился до сих пор) новый сложный период. Но это уже другая история.

Нам же пора подвести некоторые итоги. Первый, так волнующий многих вопрос о датах Праздника Авиации. Предлагаю читателю самому ответить на этот вопрос. Я лишь представлю вашему вниманию скупую статистику (см. таблицу). Итак, с 1933 по 1991 г. советские авиаторы отметили профессиональный праздник 59 раз. Из них 24 раза День Воздушного Флота СССР состоялся 18 августа. Как уже было сказано ранее, с 1933 по 1940 г. (восемь раз) праздничный день — 18 августа был и выходным по так называемой шестидневке. Шесть раз 18 августа, по воле календаря, пришлось на воскресенье. В итоге, из 59 лет существования Дня Авиации СССР, 18 августа являлся только праздничным днем лишь десять раз. Здесь я вынужден констатировать — именно эти годы (исключая годы войны) стали годами забвения Праздника. С 1960 по 1971 г., за редким исключением (парады 1961 и 1967 г.), не возникало необходимости переносить с 18 августа Праздник, стремительно теряющий статус всенародного, и превращающийся в один из многих профессиональных. Празднование Дня Воздушного Флота СССР свелось к протокольным мероприятиям. Основной задачей авиаторов в столице и на местах являлось проведение торжественных собраний с речами, из года в год писанными под копирку, праздничного концерта и, естественно, застолья с традиционными здравицами.

Год

Дата проведения

Место проведения авиационного праздника (примечания)

Дня Воздушного Флота СССР

Авиационного праздника

1933

18 августа

18 августа

Центральный аэродром имени М.В.Фрунзе

1934

18 августа

18 августа

Тушинский аэродром

1935

18 августа

18 августа

-«-

1936

18 августа

24 августа

Перенос по метеоусловиям

1937

18 августа

18 августа

Тушинский аэродром

1938

18 августа

18 августа

-«-

1939

18 августа

18 августа

-«-

1940

18 августа

18 августа

-«-

1941

? августа

-

Не планировался

1942

18 августа

-

Не планировался

1943

15 августа

-

Не планировался

1944

20 августа

-

Не планировался

1945

19 августа

-

Отмена по метеоусловиям

1946

18 августа

18 августа

Тушинский аэродром

1947

3 августа

3 августа

-«-

1948

18 июля

25 июля

Перенос по метеоусловиям

1949

17 июля

17 июля

Тушинский аэродром

1950

16 июля

-

Отмена по метеоусловиям

1951

8 июля

8 июля

Тушинский аэродром

1952

27 июля

27 июля

-«-

1953

9 августа

23 августа

Перенос по метеоусловиям

1954

20 июня

20 июня

Тушинский аэродром

1955

3 июля

3 июля

-«-

1956

24 июня

24 июня

-«-

1957

30 июня

-

Отмена по метеоусловиям

1958

20 июля

20 июля

ДОСААФ, ГВФ

1959

23 августа

-

Не планировался

1960

18 августа

21-28 августа

Чемпионат СССР по самолетному спорту на Тушинском аэродроме

1961

9 июля

9 июля

Тушинский аэродром

1962

18 августа

17—19 августа

2-е всесоюзные соревнований по высшему пилотажу на Тушинском аэродроме

1963

18 августа

30 июня — 7 июля

Международные товарищеские соревнования по высшему пилотажу на Тушинском аэродроме

1964

18 августа

Не планировался

1965

18 августа

8 августа

Тушинский аэродром

1966

18 августа

7—14 августа

IV чемпионат мира по высшему пилотажу на Тушинском аэродроме

1967

9 июля

9 июля

Аэропорт Домодедово

С 1968 по 1971 гг.- 18 августа

С 1972 по 1991 гг. - третье воскресенье августа. Воскресенье пришлось на 18 августа в 1974, 1985 и 1991 гг.

1976

15 августа

25 июля — 8 августа

VIII чемпионат мира по высшему пилотажу в Киеве

1977

21 августа

21 августа

Тушинский аэродром

1982

15 августа

15 августа

Тушинский аэродром

1985

18 августа

18 августа

Тушинский аэродром

1987

16 августа

16 августа

Тушинский аэродром

1989

20 августа

20 августа

Тушинский аэродром

1991

18 августа

18 августа

Тушинский аэродром

В 1980 г. во властных умах появилась мудрая мысль — свести к минимуму производственные потери, связанные с неизбежными последствиями праздничных мероприятий, и перенести День Воздушного Флота СССР на третье воскресенье августа (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г.). С тех пор и по сей день, мы празднуем День Воздушного Флота России ежегодно в третье воскресенье августа.

В 1997 г., благодаря инициативе Петра Степановича Дейнекина, появилась документально подтвержденная дата рождения Военно-Воздушных Сил России. Вероятно, в ходе поисков архивных документов, достойных стать отправной точкой в истории ВВС России, основным критерием было желание приблизить дату к уже существующему Дню Воздушного Флота. И нашли! Петр Степанович в одном из интервью так описал это событие: «... 12 августа 1912 года наш государь в бухте Новый Свет на своей яхте «Штандарт» написал на законе Государственной думы о финансировании военной авиации: «Быть посему. Николай». Ну и, естественно, прихлебнул брюта за это дело. И вот Борис Николаевич Ельцин эту дату нам утвердил как День ВВС. А праздновать ее повелел как раз в воскресенье».

Сегодня, на мой взгляд, сложилась достаточно сбалансированная «неделя Авиации», которая, начинаясь Днем ВВС, обычно «захватывает» ностальгическое 18 августа и заканчивается воскресным Днем всех авиаторов России. И, конечно, в нечетные годы День Воздушного Флота России украшается «МАКСом» — подлинным праздником для всех авиаторов.

Оглавление