Так закончилась история праздников советской авиации. Следующий день, 19 августа, памятный обращением ГКЧП к советскому народу, поставил страну перед пропастью гражданской войны. Спустя полгода «единый могучий Советский Союз» рассыпался. Вместе с империей распался и имперский воздушный флот. Для авиации Российской Федерации начался (и, похоже, не закончился до сих пор) новый сложный период. Но это уже другая история.
Нам же пора подвести некоторые итоги. Первый, так волнующий многих вопрос о датах Праздника Авиации. Предлагаю читателю самому ответить на этот вопрос. Я лишь представлю вашему вниманию скупую статистику (см. таблицу). Итак, с 1933 по 1991 г. советские авиаторы отметили профессиональный праздник 59 раз. Из них 24 раза День Воздушного Флота СССР состоялся 18 августа. Как уже было сказано ранее, с 1933 по 1940 г. (восемь раз) праздничный день — 18 августа был и выходным по так называемой шестидневке. Шесть раз 18 августа, по воле календаря, пришлось на воскресенье. В итоге, из 59 лет существования Дня Авиации СССР, 18 августа являлся только праздничным днем лишь десять раз. Здесь я вынужден констатировать — именно эти годы (исключая годы войны) стали годами забвения Праздника. С 1960 по 1971 г., за редким исключением (парады 1961 и 1967 г.), не возникало необходимости переносить с 18 августа Праздник, стремительно теряющий статус всенародного, и превращающийся в один из многих профессиональных. Празднование Дня Воздушного Флота СССР свелось к протокольным мероприятиям. Основной задачей авиаторов в столице и на местах являлось проведение торжественных собраний с речами, из года в год писанными под копирку, праздничного концерта и, естественно, застолья с традиционными здравицами.
Год |
Дата проведения |
Место проведения авиационного праздника (примечания) |
|
Дня Воздушного Флота СССР |
Авиационного праздника |
||
1933 |
18 августа |
18 августа |
Центральный аэродром имени М.В.Фрунзе |
1934 |
18 августа |
18 августа |
Тушинский аэродром |
1935 |
18 августа |
18 августа |
-«- |
1936 |
18 августа |
24 августа |
Перенос по метеоусловиям |
1937 |
18 августа |
18 августа |
Тушинский аэродром |
1938 |
18 августа |
18 августа |
-«- |
1939 |
18 августа |
18 августа |
-«- |
1940 |
18 августа |
18 августа |
-«- |
1941 |
? августа |
- |
Не планировался |
1942 |
18 августа |
- |
Не планировался |
1943 |
15 августа |
- |
Не планировался |
1944 |
20 августа |
- |
Не планировался |
1945 |
19 августа |
- |
Отмена по метеоусловиям |
1946 |
18 августа |
18 августа |
Тушинский аэродром |
1947 |
3 августа |
3 августа |
-«- |
1948 |
18 июля |
25 июля |
Перенос по метеоусловиям |
1949 |
17 июля |
17 июля |
Тушинский аэродром |
1950 |
16 июля |
- |
Отмена по метеоусловиям |
1951 |
8 июля |
8 июля |
Тушинский аэродром |
1952 |
27 июля |
27 июля |
-«- |
1953 |
9 августа |
23 августа |
Перенос по метеоусловиям |
1954 |
20 июня |
20 июня |
Тушинский аэродром |
1955 |
3 июля |
3 июля |
-«- |
1956 |
24 июня |
24 июня |
-«- |
1957 |
30 июня |
- |
Отмена по метеоусловиям |
1958 |
20 июля |
20 июля |
ДОСААФ, ГВФ |
1959 |
23 августа |
- |
Не планировался |
1960 |
18 августа |
21-28 августа |
Чемпионат СССР по самолетному спорту на Тушинском аэродроме |
1961 |
9 июля |
9 июля |
Тушинский аэродром |
1962 |
18 августа |
17—19 августа |
2-е всесоюзные соревнований по высшему пилотажу на Тушинском аэродроме |
1963 |
18 августа |
30 июня — 7 июля |
Международные товарищеские соревнования по высшему пилотажу на Тушинском аэродроме |
1964 |
18 августа |
Не планировался |
|
1965 |
18 августа |
8 августа |
Тушинский аэродром |
1966 |
18 августа |
7—14 августа |
IV чемпионат мира по высшему пилотажу на Тушинском аэродроме |
1967 |
9 июля |
9 июля |
Аэропорт Домодедово |
С 1968 по 1971 гг.- 18 августа |
|||
С 1972 по 1991 гг. - третье воскресенье августа. Воскресенье пришлось на 18 августа в 1974, 1985 и 1991 гг. |
|||
1976 |
15 августа |
25 июля — 8 августа |
VIII чемпионат мира по высшему пилотажу в Киеве |
1977 |
21 августа |
21 августа |
Тушинский аэродром |
1982 |
15 августа |
15 августа |
Тушинский аэродром |
1985 |
18 августа |
18 августа |
Тушинский аэродром |
1987 |
16 августа |
16 августа |
Тушинский аэродром |
1989 |
20 августа |
20 августа |
Тушинский аэродром |
1991 |
18 августа |
18 августа |
Тушинский аэродром |
В 1980 г. во властных умах появилась мудрая мысль — свести к минимуму производственные потери, связанные с неизбежными последствиями праздничных мероприятий, и перенести День Воздушного Флота СССР на третье воскресенье августа (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г.). С тех пор и по сей день, мы празднуем День Воздушного Флота России ежегодно в третье воскресенье августа.
В 1997 г., благодаря инициативе Петра Степановича Дейнекина, появилась документально подтвержденная дата рождения Военно-Воздушных Сил России. Вероятно, в ходе поисков архивных документов, достойных стать отправной точкой в истории ВВС России, основным критерием было желание приблизить дату к уже существующему Дню Воздушного Флота. И нашли! Петр Степанович в одном из интервью так описал это событие: «... 12 августа 1912 года наш государь в бухте Новый Свет на своей яхте «Штандарт» написал на законе Государственной думы о финансировании военной авиации: «Быть посему. Николай». Ну и, естественно, прихлебнул брюта за это дело. И вот Борис Николаевич Ельцин эту дату нам утвердил как День ВВС. А праздновать ее повелел как раз в воскресенье».
Сегодня, на мой взгляд, сложилась достаточно сбалансированная «неделя Авиации», которая, начинаясь Днем ВВС, обычно «захватывает» ностальгическое 18 августа и заканчивается воскресным Днем всех авиаторов России. И, конечно, в нечетные годы День Воздушного Флота России украшается «МАКСом» — подлинным праздником для всех авиаторов.