Оглавление

SeeAvibg109.jpg

МЕЖДУ ВОЙНАМИ

С освобождением центральных районов России от белогвардейцев и переходом к восстановлению разрушенного хозяйства пришлось организовать проведение сложного комплекса мероприятий, содержания и объема которого никто толком и не представлял. В полной мере это относилось и к Вооруженным Силам Республики, составной частью которых являлась авиация. Конечная цель сомнений не вызывала - необходимо было в короткие сроки создать современную военную авиацию.

Приказом РВСР от 25 марта 1920 г. все авиационное, воздухоплавательное и гидроавиационное дело Республики объединили в Главное управление Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота (РККВФ), учредили должность помощника начальника Воздухофлота Республики по гидроавиации (с 24 апреля — М.Ф. Погодин, с 28 сентября — А.П. Онуфриев). Ввели также должность помощника начальника Воздушного флота действующей армии и флота по гидроавиации (с июля 1920 г. — С.Э. Столярский) и помощников начальников флотов приморских военных округов и фронтов по гидроавиации. Начальники воздушных дивизионов теперь подчинялись морскому командованию только в оперативном отношении.

О том, в каком состоянии находилась авиация, даёт представление доклад штаба Красного воздушного флота от 20 июня 1920 г., подписанный Врид. нач. Воздухофлота красным военным лётчиком Павловым.

«Боевой состав Красного воздушного флота, на котором всецело отзывается катастрофическое положение авиационной промышленности, иногда не в состоянии дать должный отпор противнику, снабжённому английскими и французскими системами самолётов последних выпусков. Жалкие остатки давно отжившего хлама ежемесячно готовят десятки дорогих могил...

Мы переживаем момент, когда снабжение армий самолётами и необходимыми техническими материалами для ремонта находятся в крайне тяжелом состоянии. Благодаря изношенности самолётов, системы которых давно уже забыты в западной Европе, получается громаднейший процент смертей, доходящий до сумасшедших цифр».

В сентябре-октябре 1920 г. РВСР принял также несколько организационных документов: «Положение о морской авиации РСФСР в военное время», «Положение о начальнике Воздушного флота моря и состоящем при нем штабе», «Положение о воздушном гидродивизионе».

По Положению морские самолёты соединялись в гидродивизионы из трёх отрядов, из которых два гидро- и один истребительный отряд. Каждый отряд состоял из четырех-шести самолётов. По местным условиям гидродивизионы могли иметь от двух до четырёх отрядов. При наличии в отдельном море свыше одного дивизиона, общее руководство и управление ими вверялось начальнику воздушного флота моря. В оперативном отношении морская авиация подчинялась командующему флотом, во всех остальных отношениях — начальнику главного управления РКК ВФ через его помощника на фронте - начальника авиации действующей армии.

Приказом РВСР № 2294/506 от 31 октября, № 2449/478 от 10 ноября 1920 г. и № 2666/506 от 27 ноября 1922 г. морскую авиацию подчинили Главвоздухофлоту, в оперативном отношении она оставалась в распоряжении морского командования.

В конце 1920 г. вся боевая авиация насчитывала 228 самолётов, сильно изношенных и разнотипных. Морская авиация, состоявшая из четырех разведотрядов, четырех истргидроотрядов и четырех дивизионов, имела всего 90 самолётов и штатную численность 2430 человек.

Оглавление