Оглавление

SeeAvibg086.jpg

Гидроавиатранспорты Черноморского флота "Император Александр /", "Император Николай  /", "Румыния"

Очередной авиатранспорт «Память Меркурия» в свой первый поход отправился 20 апреля 1915г., но его служба была недолгой.

Отчёты начальников авиационных отрядов позволяют охарактеризовать обстановку, в которой приходилось действовать черноморским лётчикам и относиться к ним с должным уважением.

Из отчёта начальника авиационного отряда Б-2 лейтенанта В.В. Утгофа*: «19 апреля отряд, состоявший из четырёх летающих лодок «Кертисса», имел задачу наблюдения за Босфором. Рано утром флот пришёл в точку Аз у Босфора, и в 7 ч 10 мин с «Евстафия» последовал сигнал «спустить гидро». В 7 ч 23 мин взлетел лейтенант Коведяев с наблюдателем моторным унтер-офицером Бабиным-Волынским и отправился на разведку к Босфору». Экипаж обнаружил подводную лодку, пароход в виде тральщика, судно, буксировавшее большую баржу с пассажирами и несколько парусников. Вылетевший через час лейтенант Лучанинов с наблюдателем моторным унтер-офицером Семёновым, доложил, что пролив свободен. В 9 ч 15мин на разведку вылетел лейтенант Утгоф с наблюдателем моторным унтер-офицером Аристовым. Вернувшись в 11 ч 25 мин, он доложил об отсутствии кораблей в проливе и на походах к нему. Наблюдая стрельбу 2-й бригады, он видел столбы дыма и пыли на мысу Эльмас, дым около батареи Пайрес, несколько 12-ти дюймовых снарядов, упавших в воду. Когда 2-я бригада начала поворачивать направо, она открыла стрельбу из орудий мелкого калибра и пулемётов. Полагая, что там усмотрена подводная лодка, лейтенант Утгоф тщательно осмотрел обследуемый район и сообщил, что нигде вблизи подводных лодок нет. В 11.01 на разведку вылетел лейтенант Рагозин, но через 15 мин. сел на воду из-за порчи мотора и был прибуксирован к вспомогательному крейсеру «Император Николай I» быстроходным катером.

В этот день на разведку вылетали ещё два самолёта, пока в 13 часов с «Евстафия» не передали семафором «гидро больше не поднимать».

События следующего дня представляются более насыщенными и интересными. Они свидетельствуют об уровне подготовки отдельных лётчиков и организации взаимодействия в экипаже: «20 апреля флот начал операции у Кара-Бурну, крейсера же «Память Меркурия» и «Император Николай I» были посланы к Босфору. Аэропланам снова была дана задача наблюдать за противником. По приказанию с «Меркурия» первый аппарат был спущен в 7 ч 01 мин утра с лейтенантом Рогозиным и наблюдателем мотористом Прокопенко за 37 миль до Босфора.

Погода была мглистая, густые облака шли уже на высоте 200 м. После спуска гидро «Меркурий» с «Николаем» должен был продолжить путь к точке Аз. Все эти обстоятельства делали воздушную разведку крайне рискованной, так как аэропланам, имевшим задачу лететь к Босфору, приходилось весь полёт совершать по компасу без всякой надежды, что севшего в море из-за порчи мотора смогут найти.

Невзирая на все опасности, лейтенант Рогозин продолжал полёт до тех пор, пока позволил мотор. Повернувши назад вследствие начавшихся перебоев, он не видел «Николая» и нашёл его только по компасу, к которому и сел благополучно в 7 ч 31 мин, не видевши в море никаких кораблей».

Из приведенного видно, что первому экипажу повезло, но метеорологические условия ухудшились и вторым в 7 ч 45 мин вылетел лейтенант Утгоф с наблюдателем унтер-офицером Аристовым на аппарате №25, чтобы лично оценить обстановку.

«Уже через 5 мин полёта я потерял всякую ориентировку. Из-за сырой погоды мотор стал давать перебои. Я стал искать «Николая» и тут мне чрезвычайно помогла наблюдательность и сообразительность унтер-офицера Аристова, которому удалось угадать направление на «Николая». Проплутав во мгле 30 мин. я случайно наткнулся на «Николай» и сел к нему в 8 ч!5 мин. При подъёме аппарата на усилившейся зыби подъёмным блоком повредило верхнюю плоскость аэроплана». Напомним, что за два месяца до этого, в феврале 1914 г. лейтенант Утгоф и обучаемый им лётчик мичман А.А.Тюфяев упали в море на самолёте «Кертисс-Е» после того как вошли в полосу плотного тумана и потеряли пространственную ориентировку, свалились. Летчики отделались ушибам, а самолёт по причине изношенности списали. И в тот раз, судя по всему, метеоусловия оказались не только неблагоприятными, но и опасными для полётов. Из отчёта Утгофа: «вернувшись, я доложил командиру, что продолжать разведку бесполезно и слишком опасно. Об этом было сообщено на «Меркурий», но оттуда последовал ответ продолжать разведку впредь до распоряжения из штаба командующего». Выполняя приказание, работу продолжили. В 8 ч 52 мин полетел лейтенант Лучанинов с наблюдателем матросом Бугаевым. Но не видя кругом себя во мгле ничего, через 13 мин вернулся и сел на воду. При подъёме у аэроплана сломалась добавочная плоскость. К этому времени последовало распоряжение прекратить разведку.


* УТГОФ Виктор Викторович (1889-1930). Окончил Морской корпус в 1909 г. Проходил службу вахтенным офицером на кораблях. В годы Первой мировой войны — начальник 2-го корабельного (Б-2) отряда авиации Черноморского флота. В 1914 г. получил звание морского лётчика. С сентября 1915 г. по март 1916 г. находился в служебной командировке в Америке, на предприятиях фирмы «Кертисс». К исполнению своих обязанностей относился исключительно добросовестно и со знанием дела. С введением в августе должности начальника корабельной авиации, руководил корабельной авиацией Черноморского флота, старший лейтенант. 25 августа 1916 г. при налете но Варну попал авиабомбой в неизвестное судно, на борту которого вспыхнул пожар. В 1918 г. капитан 2-го ранга Утгоф эмигрировал с семьей в Америку, где присоединился к своему приятелю И. И. Сикорскому и стал помогать в постройке его первого самолета в этой стране. Желая продолжать военную службу, Утгоф поступил в авиацию береговой охраны США. Погиб во время тренировочного полета и погребен на Арлингтонском военном кладбище в Вирджинии.

Награды: орден св. Георгия 4-й степени, св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом, французский орден «Офицерский крест Почетного легиона».

Оглавление